В Сновянке Черниговского района, в 20 километрах от Чернигова, на территории научно-исследовательского центра «Обрій»* — стрелковый полигон. Там тренируются по олимпийскому виду спорта — классической стендовой стрельбе. Соорганизаторов восемь, среди них семья СКЛЯРЕЦ: 48-летние Андрей, Лариса и их 14-летний сын Егор. Андрей Склярец — руководитель акционерного общества «Базис» (развлекательный центр, сеть пиццерий и поставщик продуктов в Чернигове). Экскурсию для «Вести» провели всей семьей.
Стенд — это место, где происходит стрельба. Бывает круглый стенд (восемь точек для стрелка) и траншейный (точки для стрелка не по кругу, а в линию). В Сновянке — круглый.
Территория НИЦ «Обрій» закрытая. Есть охрана и видеонаблюдение. Ворота открывают только по звонку на пост. На заборе вывеска, оповещает о стрелковом клубе за забором. На плакате — олимпийский чемпион Николай Мильчев, главный тренер сборной Украины по стендовой стрельбе.
— Дал свое одобрение, чтобы привлечь к спорту больше народа, — кивает на табличку Андрей Склярец.
Как только заезжаем на территорию «Обрію», Андрей Викторович шутит:
— Попадаем в Советский Союз.
Дальше продолжает серьезно:
— Здесь все «застыло» с 1991 года. Я не знаю, что тут было в советское время, но осталась куча полуразрушенных зданий и подземных коммуникаций, залитых водой. Мы сюда приехали как гости, прижились и несем ответственность за ту его часть, которая называется полигон.
Площадка, где тренируются спортсмены, облагорожена. Есть вагончик для переодевания (с печкой), кресла и лавки для зрителей, небольшой мангал. По сторонам от восьми точек для стрелка — два кирпичных домика с окошками, из которых вылетают мишени (тарелки). В домиках — спортивное оборудование, метательные машины.
— Один из наших товарищей лично ездил в Италию за этим оборудованием, привозили по частям, поскольку по контракту купить их нельзя, европейцы трактуют его, как товары двойного назначения, — показывает технику Склярец. — Но какое отношение эта машинка имеет к войне?
В метательной машинке — ряды оранжевых тарелок.
— Они достаточно колкие, — крутит в руках яркую мишень Андрей Викторович. — В советское время они были черные. У нас сложный дальний фон — темный лес. Это самая сложная стрелковая площадка в Украине. Такие популярны в Германии, Чехии.
Андрей и Лариса переодеваются в специальные жилеты. По очереди стреляют по вылетающим мишеням. Когда готов принять «тарелку», нужно сказать, например, «дай». Егор нажимает кнопочку на пульте. В течение четырех секунд из окошка вылетает тарелка. При дуплетной стрельбе — две тарелки из двух сооружений. Нужно успеть попасть в обе мишени.
Для самого Егора стрельба пока под запретом.
— Осенью заболел менингитом, на полгода про спорт нужно забыть, любое сотрясение опасно для здоровья, — объясняют родители. Но под конец тренировки разрешают пару выстрелов. Это первые после длительного перерыва. Егор хочет еще, но нельзя.
— Сейчас холодно стрелять. Из-за того, что нужно теплее одеваться, затрудняются движения, а так сложнее, — объясняет Лариса Склярец.
В стрельбу Андрей Склярец пришел еще школьником, а Лариса и Егор — за компанию и многим позже.
— В 13 лет, в 1984 году я попал в стрелковый клуб УООР (потом — «Кречет») за «Эпицентром», — рассказывает Андрей Викторович. — В советское время этот вид спорта финансировался. Было понятие обязательного минимума для охотников: из 15 мишеней нужно было попасть хотя бы в 8. И только тогда стреляй утку.
В 2014 году, в связи с тем, что «брат» у ворот, у многих были и тревожные чемоданчики, и наборы консервов. Заинтересовались оружием. Стал вопрос, где тренироваться. Очень тяжело найти территорию. С любой точки стрельбы должна быть зона безопасности минимум на 250 метров. У стрелка нет времени и возможности наблюдать, где и кто идет. К тому же, в 12 часов солнце должно светить ровно в темечко на центральной точке.
Есть у меня хороший товарищ, учил меня боулингу, Андрей Андреев, представляет «Черниговскую чайную компанию». Боулинг и стрельба — похожи по психотипу. Андрей никогда не держал в руках оружия, но хотел научиться. В это время ООО «Научно-исследовательский институт «Обрій» берет лицензию на деятельность стрелкового комплекса. Ставят простейшие китайские машинки для спортинга и через охотничьи и спортивные магазины приглашают бывших спортсменов, охотников.
Собралось нас человек 40. Официальный повод сбора — открытие магазина «Стрелок» напротив «Эпицентра». Василий Коваленко — исполняющий обязанности директора. Это был декабрь, погода сырая. Потом нас осталось человек семь-восемь. Бывшие спортсмены решили вложиться и построить площадку для олимпийского вида спорта. «Обрій» выделил нам прилегающую рядом территорию. Проблема территории — отсутствие электричества и охрана. Все, что можно там вынести, уже вынесли.
— Можно ли приехать сюда пострелять не спортсмену, а, так сказать, провести с интересом досуг? Говорят, ездят некоторые: доктора, прокуроры.
— Знакомые охотники и спортсмены из других городов могут к нам съезжаться, особенно май-июль, когда охоты нет, а стрелять хочется. Может собраться и до четырех десятков человек, — улыбается Андрей Викторович.