Под кабинетом ожидает 37-летняя Светлана КОЗАЧЕНКО, мама 6-летнего Захара. Там, за дверью, сынишка просыпается после медикаментозного сна. Захарчику во сне поставили семь пломб и вырвали два зуба. Сейчас он в отдельном кабинете на кушетке, под присмотром медсестры. Рядом — папа Кирилл.
— Два часа лечили, за год накопилось. Все сделали за один раз. Нас в кабинет не пустили— стерильность. Ничего не слышно было, тихонько спал.
Сын — аутист. Один раз, в мае прошлого года, мы полечили зубы в стоматологии на Кирпоноса. Там под особенных детей никто не подстраивается. Ребенку было страшно, его держали четверо. Он так кричал, что сосуды на лице полопались. Да они и сами предупредили, что больше не возьмутся лечить, ведь так может и сердечный приступ случиться или остановка дыхания на фоне истерики, — вспоминает Светлана. — Второй раз пошли в частную клинику. Стоматолог попробовал с ним поработать и посоветовал искать клинику с седацией. Это не наркоз, а медикаментозный сон.
Мы собирались ехать в Киев, мониторили клиники. И случайно узнали, что делают в Чернигове тоже, и не надо никуда ехать. Отлично! Ведь везти ребенка надо два раза минимум. Сначала записаться на процедуру, приехать на осмотр. Посмотрят, назначат анализы. И потом уже лечение.
— А цена?
— Цены на материалы более-менее одинаковые. Пломбы здесь дешевле. В Киеве в среднем две тысячи, здесь — максимум полторы.
Анестезия там тоже дороже. Во многих киевских клиниках ее приезжает делать бригада анестезиологов медицинской сети «Добробут» и оплачивается это отдельно. Порядка девяти тысяч только за анестезию.
Есть два варианта: через катетер на ручку или через маску. Здесь мы пришли, масочку поставили, пару вдохов, и ребенок заснул у меня на руках, перенесли в кресло. Это очень круто.
За все мы заплатили 11 тысяч гривен.
В частных клиниках по Чернигову такие же цены на лечение.
— Говорят, у вас очередь на два месяца вперед?
— Апрель уже расписан, — подтверждает Павел ГЕРАСИМЕНКО, медицинский директор, кандидат медицинских наук. — В обществе давно сформировался запрос на оказание стоматологической помощи особенному контингенту пациентов, которые не всегда готовы сотрудничать с доктором. Например, маленькие дети. Понятно, что им страшно, они не терпят боль, пугает уже сама обстановка.
Другая группа наших пациентов — дети с нервно-психическими дисфункциями. Могут быть старших возрастных групп. Аутизм, церебральный паралич и подобное.
Именно медикаментозный сон создает условия, при которых доктор может выполнить полный объем лечения в комфортных для пациента условиях.
— Медикаментозный сон — это наркоз?
— Термин «наркоз» устарел. Сейчас общее название «анестезиологическое обеспечение». Седация — это медикаментозный сон. Услугу выполняют детские анестезиологи. Подбирают схему. В зависимости от возраста, веса пациента, особенностей его органов и систем выбирается минимальная эффективная доза медсредств, чтобы обеспечить спокойный сон во время лечения.
— Седация несколько часов подряд — это не вредно?
— Квалифицированный врач всегда должен взвесить и оценить, что опаснее для пациента: продолжающееся заболевание или седация.
Используется современная аппаратура для наблюдения за функциями организма во время сна. Контролируется дыхание, сердцебиение, артериальное давление, насыщение крови кислородом. То есть безопасность маленького пациента гарантирована.
Клиника использует немецкий наркозно-дыхательный аппарат «Дрегер Джулиан».
— Ставится «распорка», чтобы рот не закрывался?
— В этом нет необходимости, рот остается полуоткрытым. Вставляется мембрана на рамке, чтобы избежать попадания материала в дыхательные пути. Пациент как бы спит с открытым ртом.
Когда надо — стоматолог закрывает рот и контролирует прикус.
— Ребенок вообще ничего не чувствует?
— Могут быть единичные тактильные ощущения. Но болевые импульсы блокированы.
— Дети просыпаются во время лечения?
— Если надо, мы их «немножко просыпаем». Например, чтобы проверить какие-нибудь функции.
— Надо потом приходить второй, третий раз?
— Используя возможность, производится радикальное лечение: пломбировка, прочистка каналов. Если надо, — лечение, удаление, установка современных пломб. Не надо растягивать все это на несколько раз. Сама процедура длится от получаса до четырех часов.
Бывает, первичный осмотр говорит о том, что надо полечить два зуба. А в условиях медикаментозного сна стоматологу удается более доступно исследовать зубы. Выясняется еще что-то, доктор выходит к родителям, объясняет ситуацию. Это классическая схема, в мире всегда оперирующий хирург с родственниками обсуждает продолжение. Родители рядом не стоят. Занесли ребеночка и ожидают в холле.
— Какие последствия: голова болит, тошнит?
— За все время работы у нас был только один малюсенький пациент, у которого было головокружение.
Очередь большая, но мы планируем привлечь больше специалистов, чтобы чаще выполнять процедуру. Деток с зубными болями стараемся переместить в первую часть очереди.
— В Чернигове ваша клиника единственная, кто лечит зубы под медикаментозным сном?
— Мы были первыми. Может быть кто-то и пытался делать, но на поток отработанную услугу предоставляем только мы.
Лечение зубов под медикаментозным сном — деликатная и сложная процедура. С одной стороны, стоматологу нужен хороший доступ к зубам и возможность манипулирования там инструментами и материалом. С другой стороны, в этом же рту анестезиолог должен обеспечить проходимость верхних дыхательных путей, отведение слюны, контроль за состоянием слизистых оболочек и прочее.
Так вот, у нас очень согласованно параллельно работают две бригады. По одному доктору с каждой стороны, плюс ассистенты. И не мешая друг другу, в максимально сжатые сроки по времени, эффективно выполняют свою работу.
Работаем над тем, чтобы увеличить количество бригад. Ведь к нам приходят люди, которые месяцами, годами страдали, не имея возможности получить такую помощь. Некоторые из них при наличии средств ехали в Киев, где стоимость подобного комплексного лечения достигает 50-60 тысяч гривен. У нас — 10-20 (это детский прайс). Сюда входит все, это конечная цена. Основная стоимость — стоматологический и анестизиологический расходный материал. Мы используем качественные импортные расходники.
Для взрослых тоже выполняется любой объем стоматологического вмешательства под медикаментозным сном. У взрослых будут цены другие.
— С какого возраста можно медикаментозный сон?
— Даже с полутора лет у нас есть пациенты. Когда начинают расти молочные зубки, проблемные.