ОПАСНЫЕ МАГНИТНЫЕ ШАРИКИ. ХИРУРГИ ТРЕБУЮТ ЗАПРЕТИТЬ ПРОДАЖУ КОНСТРУКТОРА “НЕОКУБ”

5.08.2021 | Здоров'я
На столе у 40-летнего Александра РЫЖЕНКО, кандидата медицинских наук, заведующего хирургическим отделением детской областной больницы (в июле нынешнего года перешел в “Теслу”), маленькие яркие шарики-магниты диаметром миллиметров пять. 38 штук на салфетке. Это магнитики из детского конструктора «Неокуб». Из таких шариков ребенок может построить кубик, слепить кольцо, другие фигурки. Шарики хорошо притягиваются и плотно сцепляются друг с дружкой.
38 шариков хирург достал 30 апреля из кишечника пятилетнего мальчика. Медики успели вовремя, цветные магнитики не успели прорвать стенки кишечника.
— Последние пять лет таких случаев от двух до пяти в год, — Рыженко достает из стола другие сцепленные магниты. — Неодимовые магниты. Металл, который имеет очень большую силу притяжения. Детские хирурги бьют тревогу, чтобы эти магниты вообще запретили к продаже на территории Украины. Есть страны, где их уже запрещено продавать.
Беда не в том, что ребенок глотает магнит. А в том, что магниты притягиваются между собой. И это притягивание продолжается и в брюшной полости. Получается так, что один магнит находится в одном отделе кишечника, другой в следующем. И они между собой притягиваются. А между ними кишечная стенка. Магнитики зажимают стенку и продолжают притягиваться, в этом месте возникает пролежень. Потом магнитик прорывает стенку кишки, образовав отверстие. Понятно, что сквозь него все содержимое кишечника, желудка попадает в брюшную полость. А это уже катастрофа, перитонит. К сожалению, это всегда заканчивается операцией, потому что перитонит требует лапаротомии (разрез брюшной стенки) и санации (очистки).
Эти магниты нельзя как-то зацепить и вытянуть. Надо делать операцию и вытягивать их механическим путем: через разрез желудка, кишечника. Или доставать шарики через уже образовавшиеся дыры. Но все равно эту стенку потом нужно ушить. Промыть весь живот, если была перфорация.
— Зачем дети глотают шарики?
— Все последние случаи — дети уже сознательные. Были и 13, и 15-летние подростки. 15-летний парень объяснил, что было скучно, поэтому он глотал магниты. Возможно, вредная привычка.
В прошлом году двухлетний мальчик глотал такие шарики несколько дней. И когда попал к нам, уже образовалось 13 перфораций на протяжении всего кишечника. Было бы проще, если бы он проглотил их все сразу, или на протяжении часа хотя бы. Тогда все магниты были бы приблизительно в одном месте. Но прошло несколько суток, пока старшие дети не сказали, что где-то пропадают магнитики из игры. В больнице выяснилось, что эти магнитики в брюшной полости уже соединились. Первый магнит располагался в толстом кишечнике, а последний проглоченный — еще в желудке. Промежутки между магнитами были заняты кишечником. Он просто разорвался, когда возникли пролежни и перфорация.
Это был самый сложный случай, потому что пришлось делать множественные ушивания кишечника, дренажи, промывания. В брюшной полости развился перитонит. После операции мальчик три дня находился в реанимации и еще около двух недель в больнице.
Я пробую разъединить слипшиеся между собой шарики. Очень крепко держатся друг за друга.
Родители пятилетнего мальчика, прооперированного 30 апреля, обратились вовремя. Операция закончилась успешно. Они через пять дней ушли домой. С одного разреза нам удалось убрать все 38 шариков. Ведь они магнитятся не только один к одному, но и к металлическим предметам. Инструмент (зажим) тоже металлический. С помощью намагниченных инструментов мы подтянули и достали все. Промыли, пересчитали и сделали еще контрольный снимок: не осталось ли в брюшной полости шариков. Оказалось, мальчик не первый раз глотал посторонние предметы. Увидели наконечник от ручки, он потом вышел самостоятельно, после того как ребенок сходил в туалет.

«Ты ругаться не будешь? Я два шарика проглотил…»

Тимур Айманов уже дома. Чувствует себя хорошо, играет. Остаток конструктора «Неокуб» у мальчика забрали.
Мама, 35-летняя Галина АЙМАНОВА, все еще не может отойти от стресса.
— Хорошо хоть операция прошла нормально, — вздыхает Галина. — Сын в «Ютубе» видео с этим конструктором увидел. Показал мне, попросил такой купить. Заказала через «Prom.ua». Двести тринадцать гривен стоил. Он этот кубик сразу разобрал. И хотел на вкус попробовать. Говорю: «Не вздумай в рот тащить!» и забрала, поставила подальше. Ложились спать, попросил планшет, посмотреть на ночь. Я дала и сама ушла в шкафу перебирать. Через пять минут прибегает: «Живот болит». Сначала я подумала, что это от газировки, говорю: «Меньше «Пепси» надо было пить». И тут Тимур признается: «Я два шарика проглотил. Ты ругать меня не будешь?» Я ему сразу пыталась рвоту вызвать. Я в панике и не задумалась, что они сами не выйдут. А потом сестре позвонила, она мне: «Ты что, дурочка?! Это же магниты…». Я сразу нашему врачу позвонила, она сказала ехать в травмпункт. Сразу взяла такси, и приехали в травмпункт детской областной больницы.
Дома пересчитали, шариков в конструкторе не хватило 36. В больнице насчитали 38.
А он у меня, когда смотрит планшет, лежит и ест что-нибудь постоянно. Конфеты, печенье, попкорн, — все, что угодно (как и многие дети, да и не только, сидя в интернете. — Авт.). И мы всей родней решили, что Тимур эти шарики вместо конфет съел.
Игру старшая дочь забрала. Ей 16, точно эти магниты глотать не будет. Спросила: «А те шарики отдадут?» — недоуменно пожимает плечами Галина. — Кому что. Я, конечно, не спрашивала об этом, мне что, делать нечего?
В больнице так распереживалась, что не могла даже находиться там во время операции, уехала домой, когда сказали, что сына будут отключать и подключать к искусственному дыханию. С ним в больнице бабушка была.
Пока говорили, в коридоре слышен детский смех. Тимурчик подошел к маме, забрался на руки.
— Как себя чувствуешь?
— Хорошо.
— Как ты эти магнитики проглотил? Зачем?
Малыш уткнулся светленькой головкой маме в плечо и промолчал.
— Работаю продавцом в магазине. На работе об этом постоянно расспрашивают, меня начинает трясти. А я сердечница, — вздыхает Галина.
— Уже Тимур все ест. Только пришел из больницы, ел, ел и ел целый день. Узнал, что можно только перетертое на терку, так давай ему и то, и то, на терку три, — смеется Галина. — Шовчик маленький, тоненький. Завтра в больницу пойдем.
Ну, главное что живой и здоровый остался, — повторяет Галина Айманова. — А детей и их родителей предупредить надо, насколько этот конструктор опасен.
Елена ГОБАНОВА. Фото автора
Те самые шарики

Те самые шарики

Хирург Александр Рыженко

Что еще глотают

Во время операции

Шарики достали

Рентген