НЕУЖЕЛИ ЗАКРОЕТСЯ ФАБРИКА ЛИФЧИКОВ «ЭЛИТА», ПРИНАДЛЕЖАЩАЯ ТАРАСОВЦАМ?

9.04.2020 | Промка
Сосницкая фабрика «Элита», знаменитая своими лифчиками, меняется. Принадлежит Тарасовцам. Черниговской семье банкиров, бизнесменов, политиков. Нижнее белье — бюстгальтеры, трусы, комплекты, грации — шьют по-прежнему. Но на предприятии — ремонт, обновления. И сокращения.
Сосницкие швеи ездят работать в Чернигов на предприятие «ТК стиль».
— Осталось на сосницкой фабрике человек 150, а было до полутысячи, — рассказывает 53-летняя Ирина КОСЯНЕНКО из Сосницы. Стаж работы швеей на «Элите» 11 лет. С июня 2019 года на «ТК-Стиль». — Бригады были по 55-56 человек. А сейчас в бригадах до 15. Наладчиков было 9. Осталось три. Технологи, само собой, поувольнялись. Молодые девушки, которые заочно учились, которые из швей поподнимались, поувольнялись. Из раскройного цеха начальница ушла. И она, и муж, он тоже у нас работал. Кого могли, на пенсию повыпихали. Молодежь повтикала.
Сосница маленькая, здесь специалистов с биржи не возьмешь, их выращивали, — переживает о кадрах. — Цех молодежный был. Какая у нас молодежка (ассортимент) шилась! Такое микроскопическое (по деталям) производили, такие шовчики, что тех девчат на руках надо было носить. Кто попало бюстгальтеры шить не будет, только умелые, только мастера своего дела. Но пришлось уйти.
— От Сосницы до Чернигова почти 90 километров. Неужели каждое утро проезжаете?
— Утром забирают, вечером привозят. Бесплатно. Сам не наездился б.
Тяжело – не тяжело, хотя бы домой на ночь приезжаешь.
Если бы была в Соснице хоть какая-то работа, кто бы ездил в Чернигов каждый день. А так — куда деваться. Дорога — от полутора до 2 часов. Сидишь, дремлешь потроху.
Выезжаем в шесть. Встаем до 5 утра. Сосница как село. Хозяйство есть у всех.
В Березне Менского района к нам присоединяются два человека.
Из Ульяновки (под Черниговом) человек на трассу выходит, забираем. На полвосьмого приезжаем на работу. До четырех дня трудимся. Плюс-минус 15-20 минут. И домой.
Суббота, воскресенье — выходные. Иногда (как вот сегодня, когда закройный цех не успел накроить) среди недели берем отгулы.
Начинало ездить нас 12, а сейчас осталось шесть из Сосницы. Среди нас одна 57-летняя швея, а то помоложе. Здесь мы хоть зарплату какую-то зарабатываем. А там (на «Элите») совем слабенькая стала. Крутят-мутят, не могут придумать, как платить. Швея всегда на выработке. У швей же никогда ставок не было. Что заработал, то и получил.
— На одном из предприятий в Чернигове на пошиве постельного белья можно заработать 10 тысяч гривен.
— Как взяли на фабрику, я немножко шила. Потом меня поставили на утюг. Когда продукция дошла до конца, она гладится. Поверяется и пакуется. На утюжке зацепилась — у меня получилось и понравилось. Да, я могу заработать 10. День стоишь, ноги отекают. Рука опухает. Но смотря что гладишь. Если платье, оно легче. Плащи, пальто — очень тяжелая работа. Не все могут, но мне понравилось.
Шьем то, что нам дают. Получается. С нами ездит швея, 37 лет стажа на фабрике. Ее на какую машину ни посади, шить будет.
«Элита» была рабочая фабрика, — переживает. — Свои клиенты. Свои оптовики. Сосницкую продукцию знали — качественная. И цена была не бешеная.
На Польшу шили. И молодежку, и ходовые модели, более практичные. Брали, когда эластик (ткань) шел прибалтийский и вся фурнитура (крючки, застежки и т. д.). А хэбэшка шла из Тернополя. Договоры, говорят, поразрывали и с теми, и с теми. Хэбэшка начала идти из Казахстана. Совсем качество другое — что тоньше, что толще взять. Покроят, рассказывали девчата, оно в трубочки скатывается. Фуртинура, эластик китайские — крючок на лифчик пришили, а по корпусу стрелки идут. Наверное, что дешевле, гребут (при закупке материалов). А потом и клиенты отпадают, и продукцию возвращают, рассказывали.
И это началось года три назад, — вспоминает Ирина Анатольевна. — Тянется, тянется. Начали потихоньку люди уходить, началось потихоньку меняться сырье. Впечатление, что фабрика вообще доходит. Тарасовцам принадлежит. Чаще всего бывает Александр Тарасовец (сын банкира Николая Тарасовца, депутат Черниговрады). Акции повыкупали через банк. Раньше фабрику курировал Ерко. (С 14 апреля 2017 года председателем наблюдательной рады был 50-летний Тарас Ерко, до того работал в Поликомбанке начальником управления ценных бумаг и инвестиций. — Авт., https://clarity-project.info/smida/00310120). Что-то осталось по рукам. Но так, мелочи.
* * *
Больше 70 процентов принадлежит Николаю Тарасовцу и его сыновям Александру и Юрию (у Юрия Николаевича 50,1 процента). Остальное — у 17 акционеров-физических лиц, являющихся ключевыми участниками (6,7 процента) и еще у 247 других акционеров (22,6 процента) (https://www.policombank.com/data/structura200101.pdf).
* * *
— Ходят слухи, что «Элиту» закроют, — звоню председателю правления банка «Поликомбанк», акционеру ПрАТ «Элита» 68-летнему Николаю ТАРАСОВЦУ.
— Это глупость, — категоричен Николай Павлович. — Никто ничего не собирается закрывать.
— Сокращения были. Фабрика на треть по количеству работников стала меньше.
— Вы смотрите не по количеству рабочих. Если оценивать по царской России, там еще больше было (занято на фабриках). Вы смотрите по объемам производства, по внедренным технологиям.
а в это время
Сосницкое белье в Чернигове продают реализаторы. Ходят по организациям. Кружевной бюстгальтер, плотный изнутри, но без пуш-апа, предлагают за 180 гривен. В магазине такой же лифчик стоил бы порядка 230 гривен. Если продукцию реализовать на тысячу, реализатор оставляет себе 30 процентов.
В прошлом году магазин «Элита» открылся напротив баз на Мазепы (Щорса). Есть точка с сосницким бельем на «Ниве», на Центральном.
Тамара КРАВЧЕНКО
НА ФОТО: Сосницкий бюстгальтер, купленный четыре года назад. Носится хорошо