«Родители продали квартиру, а меня прописали в бараке»

28.03.2013 | Проект Випускники

— Он не пойдет на школьный выпускной. Ведь нужно новый костюм, рубашку, туфли. Да еще взнос на ресторан и подарки. Мальчик сказал одноклассникам, что денег в семье нет, и на балу его не будет. Ходит грустный. Жаль. Такой добрый парень, — поделилась знакомая учительница.

— Не может быть!

— Еще как может. В каждом выпуске есть хорошие дети, которые, увы, не могут попасть на школьный бал. Пока у всех праздник, они плачут дома.

Этот разговор состоялся три года назад, в 2010-ом. С тех пор каждую весну «Весть» проводит акцию «Помоги выпускнику попасть на школьный бал». Предлагаем партиям, общественным организациям, депутатам сделать небольшое, но очень полезное дело — приобрести костюм и туфли для мальчика или платье и туфли для девочки. Ведь школьный выпускной — раз в жизни.

 

Итак, три года подряд выпускников одевали Партия регионов, «Батьківщина», Радикальная партия Олега Ляшко. В этом году мы решили обратиться к другим партиям, которые прошли в парламент и активно рассказывают о своей деятельности. Готовы ли они протянуть руку помощи конкретному человеку? Поддержать, как говорится, не словом, а делом?

Выпускные наряды еще не купили, да и вряд ли смогут самостоятельно приобрести выпускницы школы №19 Яна Бурякова и школы №13 Катя Бондаренко.

Яна Бурякова

«Смотрю, ходит поникшая, синяки под глазами»

17-летняя Яна Бурякова активистка, общественница, ударница и просто хороший человек. Заканчивает одиннадцатый класс.

Родители девушки выпивают. Продали однокомнатную квартиру, в которой семья и жила. Яне пообещали, что поедут к дедушке в Россию. Дедушка живет на границе с Чечней. С сыном, который не так давно освободился из зоны. Яна испугалась, что останется на улице. Переборов стыд и стеснение, рассказала все классному руководителю Нине Пищик. Она обратилась в прокуратуру. Стали разбираться, как из квартиры выписали ребенка, не достигшего совершеннолетия. Как провернули дурно пахнущую незаконную сделку? За один день Яне сделали паспорт, выписали из квартиры и прописали в бараке.

В результате действий прокуратуры города прописку Яны в квартире восстановили. Договор купли-продажи квартиры признан недействительным. Как всегда, есть «но».

— Еще продолжаются суды по нашему делу, — говорит Яна. — За квартиру мои родители получили 22 тысячи долларов. 10 тысяч они успели потратить — заплатили долги по квартплате, коммунальным услугам, отдали за мой паспорт, прописку. Двенадцать тысяч мы вернули покупателям. Что будет дальше, я не знаю. Денег нет. Мне страшно.

В декабре Яне исполняет 18 лет. Говорят, когда она была маленькой, родители уже пропили двухкомнатную квартиру и переехали в однокомнатную, доставшуюся им по наследству.

— Яна долго молчала, — рассказывает классный руководитель. — Я смотрю, ребенок меняется на глазах. Ходит поникшая, синяки под глазами. Стала расспрашивать. После долгих уговоров Яна все-таки призналась: «Я почти неделю не ела. Не за что продукты покупать».

На глазах Нины Владимировны появляются слезы.

— У моих родителей мелкий бизнес, — мягко описывает ситуацию Яна. — Они делают рыбацкие снасти и носят их на базар. Заработки нерегулярные. Бывает, 50 гривен в день. Бывает, меньше. Хватает только на самое необходимое. Когда мама в больнице лежала, кушать было нечего.

— Мы помогли оформить Яне бесплатные завтраки и обеды. Да и одноклассники молодцы. Не бросают в беде. Особенно мальчишки. То булочку купят с чаем, то еще чем-то угостят. Яночка нашла силы участвовать в конкурсе «Мисс школа». Она волевой человек. Это ее и спасает. Другой бы на ее месте уже сломался, — рассказывает классный руководитель. — Представьте, приходит Яна и говорит: «Мои родители продали квартиру. Завтра будут забирать деньги. Я не хочу так жить». Это был крик о помощи.

— Когда встал вопрос, кто идет на выпускной, оказалось, что только Яна не сможет пойти на бал, — рассказывает Нина Пищик. — Стало очень обидно. Ведь этот ребенок действительно достоин лучшего.

Катя Бондаренко с бабушкой Александрой Петровной

Катя выросла с бабушкой

Катюша Бондаренко хрупкая, как фарфоровая кукла. Учится хорошо.

— Ниже семи баллов нет, — с гордостью заявляет Катя.

Закончила музыкальную школу №1 по классу флейты. Послушная домашняя девочка.

Катя и ее старшая сестра Марина под опекой бабушки 74-летней Александры Бондаренко. Доход семьи небольшой. Пенсия бабушки, 900 гривен на Катю как полусироту и стипендия Марины. После Черниговского медицинского колледжа девушка поступила в педагогический. Учится на четвертом курсе.

Наверное, гривен 800 в месяц пенсии? — спрашиваю.

— Что вы?! 1020, — сначала возмущается, а затем улыбается Александра Петровна. — Старшая пытается жить на стипендию. Экономит. Но не всегда получается.

Живут Бондаренки действительно скромно.

Катина мама Наташа погибла в 2005 году. В селе Скоренец Черниговского района. У Бондаренок там был дом. В смерти обвинили отца Яны. Он уже отсидел за это 2,5 года. Александра Петровна до сих пор считает, что сын не виноват в смерти невестки.

Бабушка опекает девочек с 2003 года. Говорит, что внучки фактически жили с ней, она их воспитывала. И чтобы иметь хоть какую-то финансовую помощь, взяла над ними опеку.

— Кате поступать, Марина тоже должна поступать на пятый курс. А там только платное. Наверное, придется идти на заочное. Мы стараемся, как можем. Даже наняли Кате репетитора. Она хочет поступить в технологический.

Экономить проходится на всем. До платья на выпускной дело не дойдет.

А так хочется увидеть эту красавицу в нарядном платьице и со счастливой улыбкой на лице!

***

Что решили политики, помогать или нет? Об этом в следующем номере «Вести».

Марина Забиян Фото автора

Наташа Черезова с Василием Амельченко, главой областной организации Радикальной партии Олега Ляшко

«Желания сбываются. Это сказка»

В прошлом году наряды от политиков получили пятеро выпускников школ Чернигова. Как же сложилась дальнейшая судьба детей?

Наталья Черезова и Роман Константиновский остались в Чернигове

Наташе Черезовой, выпускнице лицея №15, помог народный депутат Олег Ляшко, лидер Радикальной партии.

Наташина семья жила в том самом доме по улице 50 лет ВЛКСМ, в котором 26 марта 2012 года произошел взрыв газа. Происшествие всколыхнуло весь город. Взрыв был в первом подъезде на первом этаже, а Черезовы жили в соседнем, втором подъезде, на четвертом этаже. Оставаться в их полуразрушенной квартире было опасно. «Мы забрали только попугая и вышли из квартиры в чем были, — рассказывала Наташа год назад. — Главное, что остались живы».

За 2600 гривен от Радикальной партии Наташа Черезова сшила у портнихи красивое платье, заплатила за прическу. Хватило на туфли.

— Я и сейчас с благодарностью вспоминаю свой выпускной. Твои желания сбываются. Это просто сказка.

Я поступила в Черниговский национальный педагогический университет имени Т. Г. Шевченко. Учусь на специальности украинский язык и литература и редактирование образовательных изданий, — говорит Наталья. — Поступила на бюджет, получаю стипендию.

Родители уже купили новую квартиру. (Пострадавшим от взрыва государство выделило компенсацию, 7,8 миллиона гривен на всех). Но пока делают в ней ремонт.

Наташа Черезова (в центре) на школьном балу, как сказочная принцесса

Роман Константиновский окончил школу №30. Его воспитывала бабушка. Он спортсмен, активист и талантливый парень. Ну как не помочь такому человеку. Костюм, рубашку и туфли для выпускного ему купили Александр Кодола, глава областной организации партии «Батьківщина», Олег Русин, глава городской «Батьківщини», Вячеслав Лебедь, депутат горсовета от БЮТ. Русин и Лебедь отвели парня в магазин одежды, один из лучших в городе, и одели с иголочки.

Рома, как и Наталья, поступил на бесплатное, получает стипендию. Учится в Черниговском государственном технологическом университете, специальность компьютерная инженерия.

Глава городской партийной организации ВО «Батьківщина» Олег Русин подбирает галстук Роману Константиновскому

Виктор Федько — будущий агроном

Выпускник школы №23 Виктор Федько, как и мечтал, учится на агронома. Он поступил в Белоцерковский национальный аграрный университет на бесплатное. Получает стипендию. Живет в общежитии.

Костюм, туфли, рубашку, галстук выпускнику подарила Партия регионов, а именно Григорий Маньковский, глава областной организации партии.

— Витя сдал на права еще в Чернигове, сейчас сдает на категорию, чтобы можно было на тракторе работать. Он у меня работящий, — не нахвалится сыном Алла Федько. — Уже привыкает, что живет не дома, не со мной. Звонить стал реже. Я даже обижаюсь.

Три года назад случилось страшное горе — их дом сгорел. Теперь семья живет у маминой сестры в двушке.

— С жильем что-то решилось?

— Об этом мне говорить тяжело, — еле сдерживая слезы, говорит Алла. — Я уже и Президенту писала. Вот пришел ответ, что в третьем квартале этого года будет утепление уцелевших внешних перегородок. У нас же сгорело все. Так это значит, что возведут новые? Ничего не понятно. Как жили у сестры, так и живем.

Виктор Федько с Григорием Маньковским

Иван Бурмака и Наталья Даниленко учатся в столице

Наряды для школьного бала для выпускника гимназии №31 Ивана Бурмаки и выпускницы школы №14 Натальи Даниленко покупал теперь уже народный депутат Украины Владислав Атрошенко. Учатся в Киеве, оба на бесплатном. Получают стипендию, живут в общежитии.

— Я прошла на бюджет в несколько вузов Киева и Чернигова, но выбрала Киевский национальный педагогический университет, специальность — перевод, — говорит Наташа. — Я еще раз встречалась с Владиславом Атрошенко, когда он вручал премии медалистам (девушка окончила школу с золотой медалью).

Было приятно осознать, что есть люди, которым ты небезразличен. А еще, благодаря этому случаю, я приобрела друга. Сейчас мы общаемся с Ваней, переписываемся.

Иван Бурмака учится в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко на радиофизике.

— Тяжело Ване после гуманитарной гимназии на радиофизике, — говорит мама Ирина Ткаченко. — Балл по ВНО у сына был очень высокий, перспективы огромные, но сейчас сомневаемся, правильный ли сделали выбор. Надеемся на лучшее.

Марина Забиян. Фото Алины Сиренко

Иван Бурмака и Наталья Даниленко теперь друзья