5. Миша живет в Ульяновке и собирается получать второе образование

2.08.2012 | Проект Випускники

18-летний Михаил САМОЙЛЕНКО — прошлогодний участник нашей акции «Помоги выпускнику попасть на школьный бал». Парнишка жил в селе Ведильцы Черниговского района вместе с 69-летней бабушкой Анной Самойленко, в ее ветхом домишке. Папа умер, мама сыном не интересуется. Деньги на выпускной Мише нашлись. Кто-то из нардепов и партий выделил наличные, кто-то купил необходимое, а кто помог советом. Но главной проблемой семьи оставался дом в селе Ульяновка Черниговского района. Он достался Анне Самойленко по наследству. Пару лет назад старушка впустила туда пожить семью Титаренко, на несколько месяцев. Но ни через месяц, ни через год, ни через полтора добровольно Виктор и Лидия Титаренко вместе с детьми освобождать жилье Самойленок не собирались. Не дали результатов и многочисленные, затянувшиеся суды. И только смелые ульяновцы помогли Мише и бабушке вселиться в дом. Люди сказали Титаренкам: «Убирайтесь. Здесь будут жить Миша с бабушкой!» И расставили всех по местам: Титаренок — на улицу, Самойленок — в дом. Титаренки ушли, оставив после себя более 10 тысяч гривен долгов. С тех пор прошел ровно год…

В Ульяновке на Квитковой, 18 тихо. Покосившаяся дверь не заперта. В отвоеванном доме чисто и спокойно.

— Хозяева! Есть кто дома? — не спеша захожу в коридор. Здесь все по-прежнему.

Из комнаты доносится слабый стон. Это проснулась Анна САМОЙЛЕНКО.

— Ну, как вы? — спрашиваю.

— Держимся, — обрадовалась мне Анна Алексеевна. — Уже практически выплатили долги.

Гривен триста осталось. Зимой, случалось, и хлеб не за что купить было. Но я исправно все платила. У меня от деда хатка оставалась. Продали за восемь тысяч. Часть денег заплатили за газ. Я уже два раза в больнице лежала. И Миша тоже. Наткнулся на арматурину, проколол живот, гноилось. Так что тех денег уже нет.

Мы тогда как заселились, так и не выезжали. Живем здесь. Соседи, как всегда, помогают. Зимой и овощи несли, и варенье, консервацию. А весной семян принесли. «Сажайте!» — говорят.

Так что мы огород засадили. Все Миша с Мариной (Мишина старшая сестра) сами. Я только указания даю. Как картошку садили, я в больнице лежала. Здоровья совсем нет.

В домике в Ведильцах остался жить сын бабы Анны.

— Титаренок больше не видели?

— Не было их здесь. Говорят, они в Чернигове живут. Приезжали из юстиции за вещами ихними. Я ж сама заявление написала, что не мои вещи. Впускать их сначала боялась, позвала соседку. Они и документы показывали.

— Здрасьте, — в дверях появился Михаил. Возмужал, загорел, но все такой же скромный и застенчивый.

Он уже закончил высшее профессиональное училище № 15 по специальности слесарь по механосборочным работам. Окончил хорошо. Аттестатом и оценками хвастался. Баллы даже лучше, чем в школе.

— Что теперь?

— Снова буду поступать. Хочу стать фотографом, — огорошил меня парень.

— С чего бы это? Продолжать учебу по специальности не хочешь?

— Ну, не мое это. Мы и практику на «ЧеЗаРе» проходили. И работу после окончания мне предлагали. Не нравится мне. Хотел в техникум поступать. Даже записался на тестирование. Только день, когда тесты сдавать нужно было, пропустил. Так что годик в училище на фотографа поучусь, а потом поступить попробую.

Летом Миша подрабатывал на пилораме в Киселевке и помогал бабушке по хозяйству.

— Больше всего люблю за помидорами ухаживать, — показывает грядки Михаил. Каждый кустик у него подвязан, межрядья чистые. Затем Миша ведет в сарай.

— Курочек купили. Надо ж, чтоб хоть какая-то живность была, — рассуждает по-хозяйски.

Миша все так же не пьет и не курит. Зато после прошлогодних событий парень увлекся паркуром*.  На вопрос, появилась ли у него девушка, Михаил только смущенно улыбнулся.

Марина ЗАБИЯН. Фото автора

* Паркур — физическая дисциплина, вид экстремального спорта, приверженцы которого выбирают и преодолевают наиболее рациональный и эффективный путь из пункта А в пункт Б, невзирая на любые преграды. Для преодоления этих преград часто используются такие приёмы, как прыжки, перекаты и прочее.

МИША САМОЙЛЕНКО