ВЕРНУЛИСЬ ИЗ КИТАЯ И СНОВА ТУДА ХОТЯТ

6.05.2020 | Перехрестя
От Уханя до Фошаня 850 километров. В Ухане коронавирус и аврал. В Фошане тепло, хорошо, китайцы даже не чихают. 22-летняя черниговская пара — Татьяна ЛАЦИНА и Владислав ПОДОЛЬСКИЙ, участники академического ансамбля песни и танца «Сіверські клейноди», работали в Фошане. 25 февраля спокойно вернулись в Чернигов. В Китае пробыли семь месяцев. Копят деньги на квартиру. Пока планируют выступать с «Клейнодами». Под конец весны — снова в путь.
— В Китай попали по приглашению агентства из Одессы, — поправляет волосы Таня. — Первым его получил Влад. В соцсетях пришло сообщение, что в китайский аквапарк нужен парень-танцор. Влад отправил свое видео. Понравилось. Спросили, нет ли среди знакомых невысокой девочки-танцовщицы. А мой рост как раз метр 50. А еще так совпало, что мы собирались в этот период отдохнуть в Одессе. Заодно и кастинг прошли. И уехали в Фошань. Жилье, питание — за счет работодателя. Работа не напряжная.
— В Китае не хватает своих танцоров?
— Думаю, хватает. Но это парк развлечений, китайцы хотят видеть выступления иностранцев: высоких, светлых или темнокожих. Короче, не таких, как они. Обязательное условие — иметь для выступления национальные костюмы. Особенно китайцы любят бразильские: полоска на груди, и перья вместо юбки. Сами жители КНР более сдержаны при выборе одежды, поэтому полуобнаженных бразильцев рассматривают с удовольствием. Можно вообще не уметь танцевать, главное быть в перьях 🙂.
— Художественный руководитель «Сіверських клейнодів» Сергей Вовк не так давно опубликовал видео об ужасном состоянии костюмов, в которых вы выступаете. Где брали наряды для Китая?
— Нам предоставляло одесское агентство.
— В чем отличие китайских постановок?
— Там, где выступали мы, намного легче. И времени свободного больше, — подключается к разговору Влад. — Свой номер за пять минут отработал, выступил в совместном — и свободен. Да и постановки проще.
— Уровень, который привозишь из Чернигова, нам не очень пригодился, — откровенничает Татьяна. — А вот когда возвращаешься в «Клейноди», нагрузка кажется колоссальной. Если бы была возможность заработать и отложить деньги здесь, не поехали бы в Китай.
Татьяна Лацина из Чернигова, Владислав Подольский из Шостки Сумской области. Познакомились в «Сіверських клейнодах», начали встречаться, а потом и жить вместе. Отдельно от родителей. Оба рвались в знаменитый ансамбль при черниговской филармонии.
— Я очень переживала из-за роста, мелких не везде хотят брать, — вспоминает девушка. — Но летом 2017 года клейнодовские танцоры массово разъехались по заграничным работам (Китай, Египет, Турция, Корея). И меня взяли.
— Я вообще специально приехал из Шостки в 2018 году, чтобы попасть в «Клейноды», в интернете видел их крутые выступления, а когда появилось объявление о наборе артистов балета — сразу к Сергею Николаевичу (Вовку). Прошел собеседование, потом просмотр.
— Вы в Китае, и вдруг коронавирус, тысячи погибших…
— Мы не видели ни одного больного, — радуется Таня. — Фошань на юге. Даже не чихали, ни местные, ни мы. Температуру нам измеряли, парк аттракционов приостанавливал работу. Две недели по возвращению из Китая прошли. Мы здоровы.
— Маски носили?
— Для китайцев маска — нормальное явление и без коронавируса. Тряпичные повязки на лицах они носят от смога, чтоб легче дышалось.
— В конце весны снова собираетесь в Китай, руководитель отпускает?
— О вероятной повторной поездке Сергею Николаевичу сказали через недельку после возвращения в Чернигов. У нас остались визы, а в связи с тем же коронавирусом не понятно, насколько легко сейчас их оформить другим. Поэтому нас приглашают повторно.
— Заработаете, как балетмейстер коллектива Алексей Мироненко с супругой: на квартиру и машину?
— Хотелось бы. Хоть бы на квартиру. Даже не на свадьбу. Съемное жилье дорогое.

Где лучше работать за границей?

— Высокие требования к артистам на круизных лайнерах (от техники до роста танцора), — перечисляет Таня. — Но и зарплаты там выше. Неплохая техника нужна в Корее. Не теряешь форму, когда едешь туда выступать.
— Не очень хочется в Турцию-Египет, — подхватывает Влад.
— Особенно для выступлений по отелям и клубам, — добавляет Татьяна.
— В Китае — куда попадешь: где-то нужно больше техника танцора, где-то меньше, — дополняет Влад.
— В филармонии мы привыкли так: вот сцена, вот публика, ты перед ней. В парке — как таковой сцены нет, — продолжает Таня. — Ходят, отдыхают. Ты даже не знаешь, кому из зрителей включить на лице «актерку». В Чернигове выступил, поклонился и ушел. В Китае после номера ты контактируешь со зрителями, особенно с детьми. Ты не только артист балета, но отчасти и аниматор.

«Їхали по чотири-п’ять артистів за раз»

В этом году «Сіверські клейноди» празднуют совершеннолетие — 18 лет со дня основания. По словам 49-летнего Сергея ВОВКА, худрука и главного дирижера, за это время в коллективе сменилось почти две сотни участников. Половина из них — работали за границей. (Сергей Николаевич говорил на украинском, предложил не переводить).
— Ми даємо той рівень, який дозволяє працювати за кордоном, — уверен Сергей Вовк. — Звичайно, походити «слоником»-аніматором у Туреччині чи Єгипті можна і без балетної чи вокальної практики. Як говорить художній керівник Ансамблю танцю України імені Павла Вірського, їдуть артисти, ряди балету рідіють. Ось Ніна Лисиця — сто відсотків нашої групи крові (я так називаю тих, хто живе танцем, роботою). Але поїхала грошей заробити. Зараз у Китаї. З нею разом Ліана Росол. Танцівниці прийшли до мене. Зі сльозами на очах. Не просто ставили перед фактом, що їдуть, питали, чи відпущу. Звичайно, відпущу.
Був період, коли по чотири-п’ять артистів за раз виїжджали. У танцювальній підгрупі лишалося чотири пари балету. У такому режимі працювали півроку. Впорались.
— Всем ли есть дорога назад в коллектив?
— Тим, хто по-людські пішов, — є, — заверил худрук. — А хто прийшов і поставив перед фактом, що в нього завтра потяг-літак, — дороги назад нема. Один такий пішов до іншого керівника. А за півроку та ж ситуація —поставив перед фактом і поїхав за кордон.
Виктория ТОВСТОНОГ

Таня Лацына и Влад Подольский в Чернигове

 

Сергей Вовк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Татьяна Лацына (в центре) на работе в Китае

Нина Лисица