«СНАЧАЛА МЫ РАДОВАЛИСЬ. НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ВПЕРЕДИ. А ПОТОМ РВАЛО ВСЕХ».

29.10.2021 | Перехрестя
Черниговцы отравились на прикарпатской турбазе «Таємниця Карпат»
В июле во время всеукраинских сборов по тхэквондо в Ивано-Франковской области в селе Яблуниця, в отеле «Таємниця Карпат», у детей и взрослых из Чернигова случилась пищевая токсичная инфекция. Тошнота, диарея, рвота. Температура и боли в животе. От Чернигова было 80 человек: 70 детей-спортсменов и 10 взрослых — тренеры, их помощники и родители. Заболели 70. Обратились в больницу в Чернигове 62. В инфекционное отделение детской областной положили двоих.
Цена путевки — 6800 с каждого спортсмена. В стоимость входили тренировки, питание, проживание. С родителей — 6300 (все то же, но без работы тренеров).
Сборы должны были проходить с 17 по 27 июля.
«Катя чувствует себя нормально»
На сборы в «Таємницю Карпат» поехали дети успешных черниговских бизнесменов, педагогов, адвокатов, врачей и депутатов.
Одной из первых на турбазе заболела 10-летняя Катя Карета, внучка 72-летнего Александра Кареты, коммерческого директора Черниговской детской областной больницы. У девочки поднялась температура, была рвота. Ее вывез в больницу тренер Богдан Чигогидзе. К сожалению, Катя попала именно в больницу.
— Как чувствует себя внучка? — спросила во вторник, 27 июля, Александра Карету.
— Ничего, уже нормально, — успокоил Александр Афанасьевич. — Сейчас дома.
— Выяснилось уже, какое заболевание случилось у детей и взрослых во время сборов?
— Сегодня лично звонил в Яремче, у них ничего не высеивается. А у нас в лаборатории пока условно-патогенная флора высеялась, Klebsiella.
Катю привезли машиной, кто-то из тренеров забрал из больницы. Насколько я знаю, там в больницах уже никого из наших не осталось.
«Все облевано, мыть не успевали. Уже просто бросали поверху простыни»
— Сколько всего деток отравились на турбазе?
— Наверное все 243, — считает 39-летняя Людмила ЛЕБЕДЕВА, тренер. — Кто более-менее нормально держался там, появились симптомы дома.
Организатором сборов стала руководитель Винницкого областного подразделения тхэквондо Алина Новинюк. Наши тренеры детской спортивной юношеской школы «Фортуна» привезли 70 детей, от 7 до 16 лет, которые у нас занимаются. Залы по всему Чернигову.
Заселение было в субботу, 17 июля. 18 июля заметили недомогание у ребенка.
— Детей мы в поезде разбудили в четыре утра. На базу приехали к семи утра, уже уставшие. А поселили большинство только к обеду, — говорит коллега, 26-летний Богдан ЧИГОГИДЗЕ, тренер. — А некоторых даже к шести часам вечера. Покормили в три часа дня. О том, чтобы детям хотя бы дали перекусить с дороги, и речи не было.
Уборка номеров не производилась, санузлов тоже. Это должны были делать сами спортсмены и тренеры.
— Нас селили в грязные номера, — вспоминает Богдан Вадимович.
— Не было полотенец. Нам сказали: «Вот веник, вот совок, уборка на вас», — продолжает Людмила Васильевна. — И ни тряпок, ни мисок для влажной уборки.
Мы предъявили претензии организатору. Сразу швабры привезли, пообещали выдать тренерам хлорку и тряпки. И мы сами мыли коттеджи с первого по третий этаж.
Как только узнали о массовом отравлении в основном корпусе, сразу позвонили родителям о том, что сюда надо вызывать санстанцию. Возможно, вирус. И после этого, в ночь с третьего на четвертый день пребывания, стало плохо детям в нашем корпусе.
Ни лекарств, ни медпункта. Изолятора нет, куда можно больных отделить. Мы отказались сразу от их кухни. Покупали детям продукты сами, чтобы избежать дальнейшего заражения. Сухарики, бублики. Всем по бутылке «Боржоми» и лекарство «Энтеросгель», «Нифуроксазид». «Регидрон», детей отпаивать. Это из общего фонда тренеров и по 30-50 гривен собрали с детей. Из тех денег, что родители давали на карманные расходы. Наших денег уже не хватало, чтобы лекарство закупить.
Помощи со стороны директора базы в том, чтобы покормить детей отдельно от кухни и закупить лекарства,не было никакой.
Была тошнота, рвота, диарея. Температура у некоторых поднималась до 38,5. Думаю, беда случилась от их еды или от воды.
И малыши, и дети постарше, и тренеры — все на унитазах сидели.
Представьте: стены, постель, все облевано. Мы уже не успевали убирать, мы ходили по этому, — эмоционально передает картину Людмила. — И ступеньки все в этом. Я никогда не видела, не думала, что такое может случиться. Ребенок идет, его рвет на ходу, за ним второй — то же самое… Мы сначала все мыли, а потом уже не успевали. Когда вторые сутки не спали, уже просто накрывали. Так вот брала простыню и накрывала все это поверху, чтобы дети туда не вступали. Я в конце, когда уезжали, эти простыни в кучу собрала и оставила им в подарок.
— Нам запрещали вызывать «скорую», — возмущена Лебедева.
— Но многие тренера все равно вызвали. Детей выносили к «скорой» на руках, сразу везли в реанимацию. В конце концов мне самому стало плохо, сильная интоксикация, положили под капельницы, — рассказывает Богдан Чигогидзе. — В больнице города Яремче не было ни одного санитайзера. Не было мыла. Сделали всем клизмы. А туалетной бумаги нет! Пошли в туалет — просто нечем подтереться. Я зашел в палату к семилетнему мальчику, малыш лежит в обкаканых штанишках и трусах на кровати, а рядом ходят санитарки. Запах на всю комнату, а они не реагируют. Я задаю вопрос: «Почему вы элементарно не помыли ребенка?» Лежал обгаженный, пока я не устроил им скандал. Поехал покупать трусы.
Хамство и беспредел. Палаты облеванные, они их нормально не убирают: я наступаю на пол, а он к ногам липнет. Запах этот стоит…
— Мы приняли решение, что уезжаем, и стали искать автобус. Нашли ночью, — продолжает Людмила Лебедева. — За 42 тысячи гривен. На 42 места. Ивано-Франковский автобус, в семь утра пятницы, 23 июля, подъехал к базе. Также родители забирали детей машинами самостоятельно. Они договаривались между собой: один едет машиной, забирает нескольких.
Собираемся подавать коллективный иск. Будем встречаться по этому вопросу с адвокатом.
В яремчицкой больнице родителям сказали, что это не дизентерия и не сальмонеллез. Ждем результатов анализа нашей больницы, которые будут готовы в пятницу, 30 июля.
* * *
Автобус приехал в Чернигов после 23.00. Привез 36 детей и шесть взрослых. Всех сразу осмотрели в детской областной больнице, взяли анализы. Специально для этого вызывали докторов. Закончили осмотр в час ночи. Детей, которых забрали родители, привозили в больницу самостоятельно.
А на фотографиях в интернете все было красиво,
— рассказывает 36-летняя Мария ХОБЛОВА, мама одного из маленьких спортсменов, 9-летнего Стаса. Мария Олеговна работает воспитателем-методистом в детском саду №3 «Дитяча академія».
— На четвертый день утром позвонил Стас и пожаловался, что его тошнит. У них утренняя пробежка, и мы списали на то, что, может, натощак ребенок побегал. Потом сына вырвало. Тренеры среагировали и дали ему сорбент. Водичку купил себе, и к обеду было уже более-менее нормально.
В комнате вместе с ним было четверо детей. Кухня — в центральном корпусе. Сказали, что у них нет разделения на поваров, работников кухни и официантов. Те же люди делают все: готовят, убирают и моют. Бассейн, говорили, там конкретно хлорирован. Дети не выходили за территорию базы, ели только в этой столовой. Стас жаловался, что в санузлах очень грязно, волосы. Даже мыла не было. И это в условиях карантина по коронавирусу. Мой ребенок поставил свою бутылку мыла и сказал: «Пользуйтесь все».
По внешнему виду, кстати, питание было нормальное. Дети присылали фотографии, чем их кормят, там ничего такого запрещенного не было. Каши, котлеты, сосиски, яйца. Утром сыну было плохо, а вечером того же дня у других детей началась рвота.
Мы узнавали: хозяева базы отдыха «Таємниця Карпат» на данный момент — Виталий и Галина Семенюк. Муж и жена.
Вызвали держпродспоживслужбу, полицию. Они брали смывы на кухне, в других местах и зафиксировали больше 60 нарушений.
Из нашей группы своим ходом забрали порядка 10 детей. Вроде никого уже в дороге не рвало. Я сама не ездила, попросила одну мамочку.
Тренеры быстро сориентировались. Вечером, пока вели разговоры с держпродспоживслужбою, пока приезжала полиция, они уже начали искать транспорт. Поездка назад обошлась около тысячи гривен с каждого.
Стас уже более-менее нормально себя чувствует. В больнице дали рекомендацию что пока нельзя кушать: молочное, яйца, колбасу (но мы ее никогда и не покупаем) и сырые овощи. Придерживаемся такой диеты. Поэтому ребенок все время голодный, — уже смеется Мария.
— За остаток дней, когда никого на турбазе уже не было, деньги нам не вернули, компенсации никакой не было.
Хотели как лучше, отправляли детей оздоровиться, а получилось… — расстроена Мария Хоблова.
Елена ГОБАНОВА. Фото автора и из интернета

Богдан Чигогидзе и Людмила Лебедева, тренеры

Мария Хоблова