С ЖЕЛТОЙ СУМКОЙ НА РЕМНЕ. ЭТО ОН — КУРЬЕР «GLOVO»

26.06.2020 | Перехрестя
На улицах Чернигова они мелькают то тут, то там. Пешком, на велосипеде или на машине. Сейчас, на период карантина, в маске и перчатках. С желтой большой сумкой (правильное название — терморюкзак). Так работают курьеры сервиса доставки «Glovo». В Чернигове такая служба с сентября 2019 года.
Курьеры «Glovo» оказались пугливыми и осторожными: из пяти человек свою фамилию не назвал ни один, трое — представились по имени. Они прячут свои лица. Возможно, боятся потерять работу, возможно, комплексуют из-за вида деятельности (некоторые говорят, что в службу доставки пришли из-за карантина, и отсутствия работы, «Glovo» для таких — временный заработок). Некоторые аргументируют свою скрытность политикой конфиденциальности, мол, при поступлении на работу подписывали договор о неразглашении.
Чтобы проверить сервис «Glovo», заказала пиццу в ресторане «MAFIA». Заказ ждала 50 минут. Стоимость доставки — 30 гривен.
Пиццу привез курьер на велосипеде. Егор, на вид лет 35. Немного рассказал об особенностях будней в «Glovo»:
— Работаю с сентября. До этого также трудился курьером, занимался доставкой различной документации.
«Glovo» в Чернигове охватывает полностью Деснянский район, а Новозаводский — до железнодорожного переезда в районе Новой Подусовки. Вернее, так: отвезти на Масаны мы можем, а забрать оттуда заказ проблематично.
По идее, время доставки — 40 минут. Но некоторые суши, готовят час десять. Как вложиться в отведенный отрезок? Хочешь – не хочешь, но не сможешь.
Работа устраивает, хотя бы потому, что в Чернигове не так много альтернатив. На данный момент, в период карантина, чуть ли не единственная возможность заработать. Все сюда ломятся. Самый большой плюс работы в «Glovo» — свободный график. Сам себе выбираешь день и количество часов, которые можешь отработать. Есть приложение для доставщиков. График, в который ты сам вносишь данные, открывается два раза в неделю: на три и на четыре дня. Туда же приходит и уведомление с заказом, как в такси.
В зависимости от рейтинга, у курьера есть возможность выйти на работу или нет. Если у человека низкий рейтинг, он может занять меньше рабочих часов. Курьеров гораздо больше, чем необходимость Чернигова в них.
— Как формируется рейтинг курьера?
— 10 процентов — отзывы клиентов, 35 процентов — эффективность (принял ли все заказы; бывает отказываются из-за нехватки денег, тяжелого заказа по весу, не дотащить, перенаправляешь другому курьеру, а твоя эффективность падает). И так далее.
— Хорошие зарплаты у доставщиков «Glovo»?
— До карантина были хорошие. Знал, за что работаешь. Сейчас вообще не понятная система оплаты. Раньше фирма платила гарантированные 45 гривен в час. И не важно, есть заказ или нет. 45 гривен курьер не получал только в том случае, если бонусы от заказов перекрывают эту сумму. Есть ставка за заказ, и к ней насчитывается бонус.
— В Чернигове есть офис «Glovo»?
— Нет. Мы работаем на Киев. Раз в месяц к нам приезжают из столицы — набрать людей, вручить сумки новым сотрудникам.
В понедельник 20 апреля у «Макдональдса» за столиком на лавке скучают два Александра — тоже курьеры «Glovo». Третий минуту назад на велосипеде умчался с доставкой к клиенту.
— Есть определенная территория, где ты должен находиться при получении заказа на телефон, — вяло рассказывают. — Вот и скучаем. Праздничные дни на работе — практически впустую. До Пасхи по семь-семнадцать доставок за день было, сейчас вообще глухо. Наверное, деньги у людей на исходе.
Один из Александров пришел в «Glovo» на период карантина, чтобы дома не сидеть. Второй в доставке чуть дольше.
— На сайте «Glovo» значится, что доход курьера — до 20 тысяч гривен в месяц плюс бонусы. Реальны такие деньги?
— Нет, — категорически отрицает дольше работающий Александр. — Знаю одного по Чернигову велокурьера, который смог заработать 18 тысяч за месяц. Трудился с 10 утра до 11 вечера. Без выходных. Но при таком графике работы и с ног свалиться можно. Сейчас, в карантин, даже 45 обязательных гривен в час отменили. Исключительно процент от заказов. И с заправкой авто та же беда — зимой компенсировали 50 процентов затрат на топливо, сейчас нет. Перед самым началом карантина руководство начало процесс по переводу курьеров в статус физических лиц-предпринимателей (чтобы платили налоги). Движение временно приостановил коронавирус. Оформить ФЛП сейчас нельзя.
— Почему начали оформление, как предпринимателей? Если не оформлены на фирме, предприятие меньше налогов платит?
— Нам объясняли неприятной ситуацией в Киеве. Полиция на какой-то стройке нашла умершего от наркоты. Начали копать на него информацию, появились претензии, почему он, как курьер, не оформлен? Думаю, оформление ФЛП отсеет часть курьеров.
Виктория ТОВСТОНОГ