Школьники с 15 октября на каникулах, а вот студенты — учатся. Правда, дистанционно.
— «Держава у смартфоні» только у президента, — хмыкает 50-летняя Елена МИНЬКО, замдиректора по научно-методической и воспитательной работе Черниговского кооперативного колледжа. — Не то, что учащиеся, которые уехали домой, даже меня в центре Чернигова трижды «выкидывало» из онлайн-совещания (совещание через интернет, когда на видео каждый участник видит собеседников. — Авт.). Плюс в том, что мы один из 20 кооперативных колледжей сети по всей Украине. В марте первыми ушли на дистанционку Черновцы, они и делились с остальными опытом, как организовать учебный процесс. Все онлайн-занятия мы дублируем печатным вариантом на сайте колледжа. Работает библиотека. Из общежития — не выселяем. Там есть бесплатный доступ в интернет. Мы не можем отправить учащихся по домам: у кого-то нет интернета, кто-то подрабатывал на выборах (за 300-500 гривен в день разносили листовки, лампочки).
— Как проверяете знания?
— Ежедневно с утра до вечера, и на вайбер, и на электронку, и даже в инстаграмм (соцсеть) идут сообщения с выполненными заданиями (фото записанных лекций, небольшие рефераты, ответы на вопросы, решение задач и т. д.). Наши преподаватели говорят: «Боже, глаза повылазят!». А что делать?
— Студенты ответственные?
— Разные, — не скрывает Елена Леонидовна. — Зато продуманные. Работаю с образовательной платформой «На урок». Но дети додумались и регистрируются, как преподаватель, заходят от его имени, списывают ответы. Поэтому обращаем внимание на время выполнения тестов: если за три минуты — подозрительно, если за 26 — скорее всего, выполнял задание сам.
Времени преподавателя при такой системе обучения тратится в разы больше. Перед началом занятия пишу на листе, например: «Добрый день, будущие юристы. Напоминаю: я такой-то преподаватель» И ставлю смайл (веселую рожицу. — Авт.). Иногда приходится объяснять даже, как оформить реферат, стрелочками рисую, где какой должен быть отступ, как сделать абзац в документе и т. д.
Нужно среагировать на каждое сообщение учащегося. Написать «молодец» или подсказать, над чем нужно еще подумать.
— А как с практическими занятиями?
— Они сложнее даются родителям:), — смеется Елена Минько. — Весной, помню, мамы-папы кулинаров мечтали, чтоб дети скорее вернулись в аудитории. Жаловались: «Вся кухня в муке». А у них, что не день, то новая выпечка. Сделали, отфоткали, прислали.
И присутствие проверить можно!
— Все лекции студенты могут смотреть на нашем сайте, в разделе «дистанційне навчання», — говорит 67-летний Николай НОСКО, ректор национального педуниверситета «Черниговский коллегиум». — Преподаватели используют разные платформы для онлайн-занятий. Деканат контролирует их проведение. Лекция — одно из самых простых занятий. Сложнее с лабораторными. Студенты в них физически участвовать не могут, но смотрят видеозаписи, сделанные на подобных занятиях ранее. Например, отслеживают реакции определенных реактивов, их взаимодействие.
— Занятия онлайн, в режиме видеоконференции, — уточняет Оксана САВОНОВА, координатор работы Центра научно-методической поддержки организации дистанционного обучения национального университета. — На сайте есть электронно-учебный курс. Есть и обратная связь — выполненное домашнее задание студенты присылают на оценку. Много из заданий — тестовые.
— На занятия в аудитории пришел — хорошо, не пришел — «н». Как проконтролировать присутствие дистанционно?
— Такая функция есть в самой электронной системе. Преподаватель может проверить каждого студента: открывал ли он папку с материалами, присутствовал ли на онлайн-занятии.
— Значительно страдает уровень знаний студентов?
— Я бы не сказала. Результаты по дистанционному обучению, полученные весной, хорошие.
— Если студент уехал домой, а в селе нет не то, что интернета, нормальной мобильной связи. Как быть?
— Мобильные телефоны есть у всех. Нет интернета — всегда можно позвонить преподавателю. Да, это редкие случаи, но бывают. И никто не отказывает. Все заинтересованы в учебном процессе.