ИЗ СПИСАННОГО ГАЗона – РЕТРО-ПОЖАРНАЯ МАШИНА

18.02.2021 | Місто
Пожарную часть на улице Защитников Украины, 14 (бывшая Одинцова) украшает пожарная машина. Установили осенью 2019, ко Дню спасателя, 17 сентября.
Красненькая, с колоколом и пожарными рукавами, деревянные лавочки по бокам от цистерны. Стоит у тротуара напротив входа в часть, забором не огражденная, на невысоком постаменте. Где такую отыскали?
Оказывается, машинку собственноручно переоборудовали спасатели первого государственного пожарно-спасательного отряда.
— Занимались переделкой машины наши бойцы: 30-летний Александр Старинский, 27-летний Никита Чалышев, 24-летний Роман Липа, 29-летний Виталий Качура и 31-летний Валерий Моргацкий.
— Кто это придумал?
— Идею подал начальник управления области Роман Гордовой, — рассказывает начальник первого государственного пожарно-спасательного отряда управления ГСЧС в Черниговской области 43-летний Александр Усик. — В Кировограде (а начальник прибыл к нам из Кировоградской области), стоит точно такая же пожарная машина, но в ангаре. Выезжает на парад, на смотр техники. Свою решили установить на постамент.
— Что за модель?
— В таком виде, как она сейчас, машин не существует. Выпускались одно время пожарные цистерны ПМЗ (пожарная машина ЗИС). Там бочка немного по-другому сделана. Вобще-то такая машина должна быть на шасси ЗИСа, но их уже нет.
ГАЗ-63 пригнали на списание из пожарной части Сновска в прошлом году. Его бы порезали и в металлолом. Чтобы не потерять раритет, поставили на баланс.
Машина была обыкновенная, бортовая. Хозяйственный грузовик, дрова возить. На пожар не выезжала. Кабина с двигателем и рама остались от ГАЗа.
Под машину оборудовали постамент. Чуть раньше там спилили два аварийных дерева, освободилась площадка. Залили бетоном. Все своими силами.
С ГАЗа сняли кузов. Вместо него установили бочку для воды. Черниговская ТЕЦ нам подарила кусок трубы, ее заварили с двух сторон сварщики из аварийно-спасательного отряда, и цистерна готова. Дальше дело техники. Приделали три катушки для пожарных рукавов: две по сторонам и сзади. Лавочки с двух сторон сделали. На таких лавочках на ЗИСах в начале20-го века выезжала на пожар команда, по два человека на каждой лавке. Ручки есть, чтобы держаться. Автомобиль возле областного управления тоже с такими лавочками. Но там ЗИС, более старая машина.
Вырезали брызговики (их одевают на колеса), подножки. Котушки со 130-х ЗИЛов, мы их меньше сделали. Лестница, рукава напорные на котушках, рукава всасывающие наверху, — это все у нас имелось, списанное имущество. Лестница – палка, и сейчас такие используются, на небольшую высоту. Привели в порядок, почистили. Лестницу лаком вскрыли, рукава покрасили.
Подобные машины ездили в довоенные годы, на шасси ЗИСа. На шасси ГАЗа уже немного другие цистерны выпускались, где-то в 50-е годы. Позже кабины начали делать удвоенные, с местами для команды, и лавки уже не ставили.
Машину восстанавливали по фотографиям. Звонили коллегам в Кировоград, уточняли расстояние, размеры. Там точно так-же переделана с ГАЗ-63.
Покрасили. Колокол повесили. Нашли его на Белова, когда гидранты проверяли. В одном из предприятий висел без надобности, отдали нам. Раньше сирен-мигалок не было, а когда ехали на пожар, оповещали колоколом. Насос спереди приварили. Такие стояли в 40-х – 50-х годах. Взяли на складе, еще не использованный. Насосы часто ломались, этот лежал на замену.
На дверях – знак пожарной охраны, такие раньше и на петлицах были. Заказали в рекламном агентстве. Это наклейка.
— Фотографируются возле этой машины?
— Конечно. Особенно в первые дни, как только поставили. Детей приводят специально, показать пожарную машину. Поначалу и в кабину залезали. Но однажды дверь сильно распахнули, — а ограничителя там нет, — и дверью в крыло хорошо ударили, краску ободрали. После этого кабину закрыли на замок. А на лавочках посидеть можно.
— А ночью? Не было попыток местных покататься?
— Пока нет. Мы бензин слили и аккумулятор сняли. Машина напротив входа, там в будке круглосуточно сидит дежурный.
Автомобиль на постамент заехал своим ходом. Пол под наклоном. Поставили «башмаки» (ограничители) под колеса, чтобы не съехала назад.
— Сколько пошло на машину?
— Денег? Трудно сказать. Бюджетных средств не задействовали. Все делали своими руками, материал тоже свой. По сути, тратились только на краску, грунтовку. Покупали на заработанные частью деньги. У нас есть перечень платных услуг.
Валерий Моргацкий, Роман Липа и Никита Чалышев (Старинский и Качура отдыхали после наряда), проделанной работой гордятся.
— С машиной таки поморочились. Целое лето чухались возле нее, с мая. Два месяца плотной работы.
— Аккумулятор поставим и поедет. На пожар этой машине не ездить, а в параде на площади участвовать будет.
— На номере надпись «Ветеран». Что это значит? — интересуюсь.
— Посвятили свою работу ветеранам пожарной охраны. Которые на таких машинах на пожар выезжали.
Елена Гобанова. Фото автора

Возле пожарной машины Валерий Моргацкий, Роман Липа и Никита Чалышев