Головна » Місто » ИЗ ЧЕРНИГОВА В ПОЛЬШУ ДВУХЭТАЖНЫМ АВТОБУСОМ
31.05.2021 | Місто
С микроволновкой и даже туалетом, как в самолете
Суббота, 27 июля. На часах 10.40. К центральному автовокзалу областного центра подъезжает двухэтажный черный автобус с польскими номерами. На лобовом стекле табличка «Чернигов-Вроцлав». В миг у платформы выстраивается очередь с сумками и чемоданами. Едут в Польшу. Первый рейс отправился в апреле 2019 года, после Пасхи. Все места на субботний рейс были проданы.
Год назад «Весть» писала о новом маршруте из Чернигова в Санкт-Петербург. Тогда были замечания, мол, чего рекламируете страну, с которой воюем. Уточняем: сообщаем обо всех новых направлениях.
На учебу, работу, домой
У каждого пассажира документы проверяют на входе в автобус. Сумки складывают в багажное отделение. Кто и зачем из Чернигова едет в польский Вроцлав, город за 300 километров от Варшавы, расспрашивала на перроне.
— Провожаю родственников в Польшу, — говорит Людмила Кравчук, черниговская пенсионерка. — Двоюродная сестра Аня Сусек с мужем Яном и внучкой Марысей Томашевской. — Они коренные жители. Приезжали в гости. В Чернигове первый раз.
Тетю мою во время войны угнали в Германию. Там она вышла замуж за поляка. Долго связи с ней не было. И только через двадцать лет после войны нашлась. Приехала к нам. Потом ее дети ездить стали. Теперь общаемся хорошо, дружим.
Это прямой автобус. Идет к ним домой, в Котовицу. Удобно. Никаких пересадок.
Сына-студента 21-летнего Владислава Скитера на учебу в польский город Ополе провожает 43-летняя Светлана Скитер, военнослужащая. Билет обошелся в 770 гривен, покупали по Интернету.
— Он на третьем курсе технологического университета. Специальность — отдых и туризм, — рассказывает женщина. — Решили провести эксперимент: получится или нет. Готовились основательно. За два года начали учить в центре «Лондон» польский язык.
— Сложно было поступить?
— Нет. Пакет документов и оплата. Вот и все. Если есть карта поляка (документ, который дает право на безвыездное проживание в Польше), то учеба бесплатная.
Для остальных есть льготы. Какая скидка, решает деканат после изучения документов. Мы, например, платим только 50 процентов, как за ребенка, который потерял отца. Полная стоимость за семестр — 17 тысяч гривен.
Сын подрабатывает, как и большинство студентов. В пиццерии.
— Разве уже пора на учебу?
— Остались вопросы организационного характера: общежитие, нужно заявление в
деканат написать. Плюс на работу нужно.
Вместе с 7-летним сыном Стефаном в автобус усаживается 42-летняя Ирина Тшинога. В девичестве — Бондаренко. Ирина родом из Чернигова. Приезжала проведывать родителей Владимира и Анну Бондаренко.
— В Польше 18 лет. По молодежной программе была в Германии. Там встретила своего будущего мужа Бжегоша. Он поляк. Живем под Вроцлавом. Автобус прямо к нам заезжает.
На работу во Вроцлав из Феськовки Менского района уже второй год вместе с парнем Петром ездит 20-летняя Ольга Молойко. В Польше работают на заводе. Пакуют медицинские капельницы. За границу устроились через знакомых. Билет до Вроцлава через интернет обошелся в 900 гривен.
— Работаем только восемь часов в сутки. Даже если хочешь больше, не разрешают. Ни нам, ни полякам. Смену отработали — и домой. Жилье снимаем.
— Какая зарплата?
— На заводе в среднем 800-1000 долларов заработать можно (это 23-26 тысяч гривен). На стройке, конечно, больше. У тех, кто по 12-15 часов трудится, тоже выше зарплата.
Ездим по рабочим визам. Первый раз на полгода открывали. Сейчас уже на год. Дома бываем раз в полгода.
— Возвращаться планируете?
— Пока ездим, а там будет видно. Нравится, что можно путешествовать. И все это
недорого. Были в Чехии, Германии. По самой Польше путешествовали.
Хватает пассажиров туда и обратно
— Маршрут открыли почти четыре месяца назад, — рассказывает 60-летний Валерий Каменских, водитель автобуса. Рейс обслуживает ООО «Автоэкспресс». Руководитель — депутат Черниговрады Сергей Вакуленко. Работают по договоренности с польской фирмой. — По Украине делаем остановку только в крупных городах — Киев, Житомир, Ровно, Львов. И дальше уже польский Пшемышль.
Если на границе все хорошо, то проходим за пять-шесть часов. Учитывая временную разницу с Польшей в один час, во Вроцлаве будем без опозданий плюс-минус в десять утра.
Среднее время прохождения границы восемь часов. Когда первый раз ехали, стояли 16. Это после Пасхи было. Рекорд.
— Видно, что спрос есть.
— До этого ездил одноэтажный автобус на 50 мест. В этом, двухэтажном, 74. Первый раз выехали. На утро продано 70 билетов. Но, думаю, докупят. Люди подсаживаются по всей Украине. Часть едут до Львова. Билет стоит 450 гривен. А там их меняют пассажиры до Польши. Если брать билет в кассе, то до Вроцлава будет 850.
Первые рейсы в Украину везли 20-25 человек. Теперь уже даже из Варшавы во Вроцлав добираются, чтоб с нами без пересадки ехать. Так что автобус и в обратном направлении заполнен. В Чернигов едет 25-30 человек.
— Была конкуренция среди водителей, кто сядет на этот маршрут?
— Нет. Неспециалиста сюда посадить нереально. Нужен стаж, документы соответствующие. Я, например, в автопарке работаю 15 лет. До этого ездил на Москву. Как только открылась Польша, сюда перешел. А рейс на Москву остался. Два наших автобуса ходит ежедневно. Не пустуют.
На рейсе два водителя. Едем строго по времени. Регулируем часы пребывания в дороге и отдых. Если нарушить, в Польше штрафы бешенные. Так что соблюдаем, как положено.
— Какие удобства есть в автобусе?
— Все, — отчеканивает водитель и приглашает на экскурсию. — Туалет, умывальник.
Кухня: микроволновка, два холодильника, две кофеварки. Делаем чай-кофе. Кулер с водой. Умывальник. Зарядки для телефонов на всех этажах. Семь телевизоров. Кондиционеры. И туалет.
— Туалет? В поезде видела, в самолете видела. В автобусе не видела.
— Проходите, — Валерий берет ключ и проводит к противоположной от кабины стороне автобуса.
Унитаз, рукомойник. Все белое, чистое, даже запах приятный. Мыло, туалетная бумага.
Внизу унитаза есть бак. Туда и собирается все, что сделали пассажиры. В Европе на заправках есть специальные установки, которые откачивают нечистоты.
— Все. 11.20. Отправляемся, — глянул на часы Валерий, выкинул в мусорку окурок и сел за руль.
На Варшаву не прижился, на Питер желающие есть, на Москву — ажиотаж
— Какие еще заграничные рейсы ходят с черниговского автовокзала? — спросила у 41-летнего Виталия Мироненко, начальника автовокзала.
— На Москву — «Киев-Москва», «Винница-Москва», «Черновцы-Москва». Ходят каждый день полные. В некоторые дни — два-три рейса.
Год назад открылся маршрут на Санкт-Петербург. Тоже сохранился. Ходит раз в три дня.
Раз в неделю есть автобус по маршруту «Киев-Климово».