Юрий Балев: “Для донецких я никогда не был своим, а для оранжевых — всегда донецкий”
Головна » Місто » Юрий Балев: “Для донецких я никогда не был своим, а для оранжевых — всегда донецкий”
11.02.2022 | Місто
От прокурора до руководителя ЦНАП
55-летний Юрий БАЛЕВ — не так давно на должности начальника городского управления админуслуг (руководитель ЦНАП, «Центр надання адміністративних послуг», по Рокоссовского). Интервью писали в начале ноября 2021 года.
«Себе я уже все доказал. Прошел две войны и вернулся живым. Меня любит жена, дети сказали, что я неплохой отец. Не пью, не курю, занимаюсь спортом», — говорит Юрий Александрович.
Юрий Балев
1. Донбасс
В кабинете Юрия Балева на втором этаже ЦНАПа полумрак. Из освещения — лампа на рабочем столе между нами. Первые минуты разговора отчасти чувствую себя как на допросе — собеседник, прокурор с 30-летним стажем, внимательно меня изучает.
— Я из Макеевки Донецкой области, — рассказал Юрий Александрович. — Сейчас я там в розыске, враг ДНР. Семь лет не могу попасть на могилу родителей. В Донецке осталась сестра. Она даже более проукраинская, наверное, чем я.
Из Макеевки и в армию пошел. Служил в войсках КГБ Советского Союза. Бывал в горах Афганистана. После армии отучился на юриста и почти тридцать лет проработал в органах прокуратуры. Нет ступени, которую бы я не прошел: следователь, начальник отела, прокурор города, района, зампрокурора области и т. д.
Почти пять лет был следователем отдела по борьбе с оргпреступностью и коррупцией. Это как раз те времена, когда на улицах стреляли и убивали, когда происходило становление тех, кто потом пришел к власти. Героем я себя никогда не считал.
Для донецких я никогда не был своим, для «оранжевых» — всегда донецкий. В 2014 году пошел служить в горячие точки на Востоке. Это было специальное подразделение из сотрудников прокуратуры, мы занимались созданием военных комендатур. Тогда был бардак: огромное количество негодяев, которые занимались мародерством, ура-патриоты, которые занимались рэкетом. Особенно те, кто стоял на блокпостах.
В 2015 году я приехал в Чернигов. Как прокурор, прошедший АТО, мог выбирать любой город. А у меня дочь в Киеве, знакомые сюда приглашали. Так и приехал. В 2019 году я ушел с должности первого заместителя прокуратуры области по собственному желанию, чего практически не бывает. Последнее время мне было стыдно говорить, что я работаю в прокуратуре, я брезговал. По моему мнению, прокуратура деградировала при Пшонке и последующих генпрокурорах, а особенно — при Рябошапке.
— Чернигов — спокойный город, по сравнению с Донбассом?
— В 1991 году я был следователем. В семье — маленькая доченька. Ночью на трупики поездишь, а днем стоишь в очереди за молоком. В 1996 году я был назначен на должность прокурора района, где проживало 135 тысяч, в год совершалось до 40 умышленных убийств. Из них большая часть — с применением огнестрельного оружия. Для Донецка это была норма, когда на улицах боевики расстреливают других, в том числе и мирных граждан. Из автоматов, пистолетов, с гранатами. Вели борьбу за денежные потоки. В Чернигове было гораздо спокойнее. Когда я проработал свой первый год районным прокурором, приехали Михаил Потебенько, в то время генпрокурор, Геннадий Васильев (был генпрокурором после Потебенько) и Виктор Пшонка, прокурор Донецкой области. Я в звании майора. Потебенько спросил, сколько у меня убийств за год. Говорю: 36. Нераскрытых — ноль, раскрытых — 39. Три за прошлые года. Потебенько к Пшонке: «Чего он у тебя майор?» И пообещал мне, что буду полковником. Стал.
2. Чернигов
— Как попали в ЦНАП?
— Два года побыл дома, пенсионером. Потом позвал городской голова. Я даже не спрашивал кем и не раздумывал. Осточертело дома сидеть. Хотя не гулял — активно занимался спортом, готовил, много читал.
— Из прокуратуры — к админуслугам. Уже вникли в суть?
— Всегда специализировался по уголовным делам. Пришлось вникнуть в административное законодательство, — Юрий Александрович просматривает распечатки на столе. Они обрисованы салатовым и оранжевым маркером, на полях — пометки ручкой. — Наша работа сводится к одному: качество обслуживания в положенный срок.
Я люблю порядок. Во всем. Основное требование к человеку — ответственность. За время моей работы никто не уволен и никто не лишен премии.
— Есть ли уже успехи на новом месте работы?
— По инициативе управления, на сессии Черниговрады 28 октября приняли решение о создании электронного «Реестра территориальной громады». В Чернигове 286 тысяч жителей. Информацию по каждому нужно внести в реестр. Мы поставили задачу — сделать это за шесть месяцев. Будем работать и по выходным. Несмотря на зарплаты сотрудников в восемь-десять тысяч. Мы этим упростим свою дальнейшую работу.
Из плюсов — мы направили двух специалистов в департамент социальной политики, чтобы граждане не катались оттуда к нам за справкой.
Коротко о центре
Центр создан в 2012 году. Предоставляет 223 админуслуги, 27 из которых — платные. Многие обращаются за пропиской-выпиской.
— В месяц в этом году в центр приходили 17 тысяч граждан. В неделю — 4230, 825 в день. За десять месяцев принято почти 147 тысяч заявлений, предоставлено почти 125 тысяч консультаций, выдано 143286 исходящих пакетов документов. Это при том, что в центре работает 61 должностное лицо, из них 12 — госреестраторы, 38 — администраторы, — озвучивает цифры Юрий Балев. — Центр обходится городскому бюджету в 19 миллионов гривен. В «ковидный» год мы уже дали городу 14 миллионов, до конца 2021 года, думаю, будет 17.