Около 11 утра 27 июля Денис Король и Макар Макаренко поднимаются по улице Гетмана Полуботка к апелляционному суду. Краснощекие, вспотевшие. Шутка ли, на улице +30. А они в форме, похожей на одежду «Мунварты». На нашивках: флаг Украины на правом плече, герб Чернигова и надпись «Чернігів. Інспектор з паркування» — на левом.
Мужчины внимательно смотрят по сторонам. Макар делает замеры специальным прибором (лазерный дальномер) от пешеходного перехода (выезда со двора) до крайней припаркованной машины. Расстояние должно быть не менее десяти метров.
— Представляла себе двух упитанных дяденек, а тут поджарые мужчины:).
— По шагомеру за день делаем 30 тысяч шагов по городу. Тут, если что и было лишнее, то вытучилось:), — приветливо улыбается Денис Король, начальник отдела по парковке и инспектор.
— Где автовладельцам опасаться?
— На сегодня только в центральной части города, — перечисляет начальник. — Полуботка, Шевченко, Мира, Мстиславская, Кирпоноса. Пока нас только двое, больше охватить просто не в силах.
— Утром на планерке в Черниговраде Ярослав Куц (начальник управления ЖКХ) говорил, что доступа к реестру владельцев автомобилей пока нет.
— Ориентировочно получим его в октябре. Пока работаем в ручном режиме — отвозим письменные запросы в сервисный центр МВД, — говорит Денис.
— Как процедура штрафования проходит сейчас?
— Идем. Видим: стоит транспорт с нарушением. Если водитель на месте, убеждаем, чтобы убрал машину и таким образом моментально устраняем нарушение. В таком случае никаких санкций не применяем. В другом случае — фиксируем нарушение. У нас на руках должно быть не менее двух фотофиксаций нарушения. Но мы делаем три. В специальную программу вносим данные о машине (марка, серия, номер). Распечатываем документ на портативном принтере (показывает небольшой аппарат, похожий на тот, что у патрульных полицейских). Согласно нашим нормативам, сообщение размещаем на лобовое стекло, под дворник.
— Автовладелец скажет: «Ветром унесло, не получал ничего».
— Параллельно мы обращаемся в сервисный центр, устанавливаем владельца, на протяжении трех дней выносим постановление о привлечении, отправляем его рекомендованным письмом с уведомлением.
— Как реагируют на вас водители?
— Когда три недели раздавали буклеты, с улыбкой, — смеется Денис. — Но на 680 гривен штрафа реакция будет другая.
— Удостоверения, кто вы, имеете?
— Мы не обязаны их предъявлять, — достает пластиковую карточку инспектор. — Обычное удостоверение Черниговрады. Если просят, показываем.
— Как и мы не проверяем водительские удостоверения, техпаспорт и т. д., — подключается Макар Макаренко, главный специалист отдела, инспектор по парковке.
— У нас даже требования форменной одежды нет. Сами шаблон разрабатывали, это чисто наша инициатива, чтобы отличаться от общей массы.
— Откуда пришли в инспекторы?
— Я полгода работал в судебной охране. До этого был сотрудником Мунварты. И коллега оттуда. Бывший патрульный, — перечисляет Денис Король.
Пока говорим, к «зебре» около апелляционного суда подъезжает машина, пытается припарковаться. Инспекторы спешат сообщить водительнице, что здесь стоять нельзя и «на секундочку», машина уезжает.
— Есть ли к рулетке, лазерному длинномеру требования по сертификации? Или можно купить рулетку в «Эпицентре» и ходить измерять?
— К нам требований сертификации нет.
— А если попадется буйный или пьяный водитель? Есть чем защищаться?
— Спецсредств нет. Не предусмотрены. Нужно защищаться как обычный гражданин. А если заметили пьяного водителя, сообщить патрульным.
— С полицией сотрудничаете?
— Пока нет, но нужно налаживать это сотрудничество. Будет только в плюс.
— Нарушений много?
— Масса! За один круг можно сорок зафиксировать. Но мы же подходим к делу с пониманием. Например, около городской налоговой парковки — друг за другом. Но машин много, а места там мало. Потому внимание обращаем не на «елочку», а на тех, кто не выдерживает десять метров до перехода. Это пока. Дальше будет более жестко. В Киеве вон перешли на эвакуаторы**. Не там оставил машину — эвакуатор забрал. Мой одноклассник так попал. Как обычно, «на пару секундочек» и срочно. Вернулся — машины нет. Оплатил затраты эвакуатора, плюс штраф. Люди понимают только через санкции. Этот же одноклассник тогда возмущался, куда я пошел работать.
— У нас же как: права купил, а ездить не купил, — сердится Макар Макаренко.
У Дениса Короля водительское удостоверение есть, а машины нет. У Макара Макаренко есть и то, и другое.
— Как вас готовили к работе? — спрашиваю у Макаренко.
— Мы ездили перенимать опыт в Запорожье. На их большой город (население около 730 тысяч) — четыре инспектора. Сейчас их штат расширяют.
— Какая зарплата? Если у патрульных от восьми тысяч гривен…
— То у нас примерно такой же старт, — прерывает вопрос Денис.
— Больших расходов бюджет по вам не понес?
— По опыту других городов, подобные инспекции самоокупаемые. Например, по Запорожью мы смотрели статистику: инспектор в мае отработал на себя расходы по форме, оборудованию и зарплате на год вперед. Штрафы ж не копеечные.
— Транспорт когда-нибудь вам выдадут?
— Логично, что да. Но в городе проблемы с паркоместами. Где остановиться, чтобы кого-то оштрафовать?
— Как вариант, электросамокат или велосипед:).
— В Виннице — электроскутеры, — делятся опытом.
— А «Лексус» не нарушил? — смотрю на элитное авто на тротуаре под судом.
— Нарушает, «движение по тротуару», — подтверждает Макаренко.
— Понимаете, это тоже к патрульной полиции, — смущается Денис Король. — Но есть два метра тротуара для прохода пешехода.