Бегает по Валу, по новенькой плитке, небольшая машинка. Подбирает срезанную траву вдоль тротуара. Туда-назад, еще раз. Очень похожа на большой пылесос: спереди работают две щетки, потом на небольших колесиках — прозрачная кабина с глазами-фарами как у мультяшного трактора, сзади бак с эмблемой «Зеленбуд», снизу — надпись «Nilfisk City Ranger 2250».
Сегодня работает по Валу, вчера была в парке Хмельницкого, а на прошлой неделе убирала вороний помет с бульвара по проспекту Мира.
В кабине за рулем ситирейнджера 57-летний Амур ПЕТРОСЯН.
Открывает прозрачную дверь. Внутри чистота. Небольшое высокое сиденье, по правую руку панель управления. Все кнопки с картинками, понятно что где включается.
— Это замок, ручник. Газ. Этой щетки включаются. Обороты. Бункер пылесоса. Эта щетки подбирает. Вода подается, чтоб пыль не поднялась, это брызгатель, — легонько тыкает по кнопкам Амур.
Еще одна похожая панель сверху, над лобовым стеклом, если можно его так назвать. Включается-выключается свет, мигалка на кабинке, подфарники, дворники, аварийка…
Амур Петросян тракторист «Зеленбуду». Карабахский армянин. Строил Славутич, там познакомился с будущей женой украинкой. В Чернигове 32 года. В КП «Зеленбуд» — 4-ый год. Сразу работал на тракторе «Белорус» (МТЗ). На ситирейнджере второй год.
— Ситирейнджер — тот же трактор?
— Да нет, не тот же. Другой совсем. Только что работает на солярке и «ест» как трактор. При уборке действует по принципу моющего пылесоса, — объясняет Амур Шагенович. — Машина импортная.
Три года она у нас. Когда плитку ложили, и поняли что ее нужно чистить, убирать, купили.
— Почему не видно было?
— Он работал, просто в город мало выезжал. Осенью я уже вовсю листья на нем собирал.
— Легко этим пылесосом управлять? Долго учились?
— Ничего трудного. Игрушка, после «Белоруса».
— С ветерком прокатиться можно? Какую скорость развивает?
— Думаю, километров 40 есть. Да нет, 30 напиши, чтоб не смеялись. Это бункер пылесоса, — переходим к закрытой кабинке сзади. — С помощью шлангов всасывает все: листья, мусор, траву. Сверху на прицепе мусорный бак, снизу бак для воды на 100 литров. Если надо, добавляется моющее средство. Когда с самого начала плитку мыли, добавляли.
На баке регулятор уровня воды с поплавком. Показывает, сколько использовано и когда пора заправляться. Вода заливается на базе, или к ситирейнджеру приезжает машина с бочкой. Обычно раза два в день. Мусор свожу в отдельные места для сбора мусора. Потом наш погрузчик вывозит.
— Убирает любую дорогу?
— Лишь бы ям больших не было. Вот ручка, щетки можно опустить ниже, выше. Плохо метет — опускаешь щетки вниз. А если туго идет — выше, чтобы щетки не ломались. Но если глубокие ямки, в них все равно мусор остается. Машина для ровных дорог, плиток, тротуаров.
На полу у сиденья заметила веничек из металлических прутиков.
— Это чтобы подгребать то, с чем ситирейнджер не справится? — удивляюсь.
— Нет, что вы. Это в кабине убирать, — смеется Петросян.
Есть еще отдельный бункер для соли или песка. Зимой отцепляется вода, цепляется соль. И по ходу техники соль выбрасывается на дорогу.
— Зимой в прозрачной кабинке, наверное, холодина?
— Не холодно совсем, тут подогрев. В кабине есть кондиционер, зимой греет, летом охлаждает. Плюс еще и форточки сзади открываются.
Черниговцы жаловались на обилие ворон в парковой зоне на проспекте Мира. Предлагали пострелять постоянно гадящих птиц. Ситирейнджер прошелся — стало чисто.
— Легко супер-техника с вороньими какашками на плитке справляется?
— Засохшие поливаются водой, потом щеткой чистятся. Такая гадость: присыхает, прилипает, — не отдерешь. Если сильно грязно, два раза нужно пройтись. Потом дорожка поливается водой начисто. Отчистить можно.
Выезжаю на уборку каждый день, на разные объекты. В сквере Хмельницкого ворон нет почти, только на бульваре такая проблема. Где начальство скажет, там и чищу. Вот сегодня возле «Катеринки» чистил и Вал. Сейчас загружен целый день, без простоев.
— А вторая машинка?
— Пока стоит на запасе. Водитель в отпуске.
— Дорогие машинки?
— Дороже трактора, — улыбается Амур Шагенович.