В Новозаводской районной раде на первом этаже работает «Прозорий офіс». На рецепшене напротив входа — улыбчивые девушки (представитель собеса Ирина Дзюба, зав.сектора по координации граждан, и Леся Польгуй, специалист по обслуживанию военных пенсионеров, — от пенсионного фонда). Сбоку от стойки стоит координатор (Андрей Распаев, главный специалист отдела труда). Спрашивают, что надо, по какому вопросу. Говорят, к кому и в какой кабинет обратиться. Помогают через терминал получить талончик к специалисту. За стойкой — просторный зал. Перегородка прозрачная, видно как операторы принимают посетителей. Лето, их сейчас немного. На большом экране у входа высвечивается номер талона, чья очередь подошла, номер стола, к которому подходить. При этом все громко объявляется.
Стеклянные двери во всех кабинетах на первом и втором этажах.
— «Прозорий офіс» работает с 29 мая 2019 года. Инициатором создания была Новозаводская районная рада и наше управление, — рассказывает 49-летняя Елена Зинченко, заместитель начальника управления труда и социальной защиты населения Новозаводского района. — Мер поддержал. Обратились в Министерство соцполитики и Чернигов включили в пилотный проект по созданию центров предоставления социальных и других административных услуг населению. Такие офисы есть в Харькове, Виннице.
Этот центр — рабочий орган при управлении труда и соцзащиты Новозаводского района Чернигова. Создавался под это управление, для оказания социальных услуг. А мы уже пригласили пенсионный фонд, ЦНАП, 2-ю черниговскую нотариальную контору (это тоже государственная структура).
Меморандум о сотрудничестве подписали Новозаводская районная рада, Управление труда и социальной защиты населения Новозаводской районной рады, Главное управление пенсионного фонда в Черниговской области, Главное территориальное управление юстиции в Черниговской области, Управление административных услуг Черниговского горсовета и служба по делам детей Новозаводской районной в городе Чернигове рады. Все это отдельные юридические лица.
Людям удобно: взяли справку в пенсионном фонде, тут же нам занесли, и наоборот. Не бегать по городу, все на месте.
Но справку о составе в семьи «Офисе» все-еще не выдают.
— Это компетенция ЦНАПа. Как и перерегистрация (прописка), все что касается строительства, оформление земельных участков, приватизация, паспортная служба — все что делали ЖЕКи, коммунальные предприятия, сейчас занимается центр предоставления админуслуг. Возможно, регистрация при рождении ребенка. Но работать в этом здании будет немного позже. Кабинет для них выделен, техника есть. В офисе будет пять сотрудников ЦНАПа (отдаленные места работы). Им осталось проложить свою интернет-линию. У каждой службы в «Офисе» отдельная интернет-линия, своя сеть, поскольку там хранятся защищенные данные.
Нотариальная контора работает с открытия офиса. Так же как и пенсионный фонд. Пенсионный в нашем здании проводит прием всех городских пенсионеров. Раньше это было на проспекте Мира. 44. Тут у них два кабинета, 20 рабочих мест.
Вопросы люди приходят решать самые разнообразные. Когда людей много, бывает, координаторам присесть некогда.
У собеса в «Офисе» 19 рабочих мест. Весь прием ведется на первом этаже. Справки, консультации, прием документов, — все там. Предоставляются 64 социальные услуги только нашим управлением.
Список большой. Оформление субсидий, всевозможные выплаты. Все что касается участников АТО, участников боевых действий (отечественная война, афганцы); переселенцы, чернобыльцы, инвалиды, сироты. Постановка на льготный учет, реабилитация, путевки на оздоровление, профобучение, бесплатное питание. Помощь при беременности и рождении ребенка, малообеспеченным, многодетным.
Новые услуги. Бабушки могут получать деньги
— Появилась новая услуга «Муниципальная няня», — рассказывает Елена Георгиевна, — Компенсация за услуги ухода за ребенком. Родители сами находят человека, который будет смотреть за их малышом. Этот человек оформляет ФЛП по оказанию соответствующих услуг. После этого заключается договор с родителями. Идут с договором к нам. Оформляем, и няня получает деньги. Сумма не фиксированная, в зависимости от предоставленных услуг. Ведь няня может понадобиться, допустим, посидеть с ребенком два часа в день, может один день в неделю. Таких нянь у нас уже 17. Один человек может предоставлять услуги двум (или больше) семьям.
— У няни должно быть соответствующее образование?
— Вопрос решается между этим человеком и родителями. Это может быть и бабушка ребенка. Главное, ФЛП должен быть открыт именно по предоставлению услуги няни.
Еще одна новинка — патронатные семьи. Когда ребенка изъяли из семьи, чтобы не помещать в интернат, его временно селят в семью патронатного воспитателя. За это воспитатель получает деньги и на содержание ребенка и за свои услуги. Сейчас в Новозаводском районе Чернигова две такие семьи, обе заполнены.
Ремонт начался в сентябре 2018 года. Делали два первых этажа. Всего потрачено 9 миллионов 300 грн. Субвенция из госбюджета 7 млн.300 и дотация из местного бюджета (горсовет) — 2 миллиона гривен. Ремонт, мебель, техника — это все Министерство соцполитики. На деньги Мирового банка, благодаря тому, что мы попали в проект «Прозорий офіс». Денег нам не выделяли, — приходила мебель, техника. Которую мы выбирали по присланному каталогу. Шкафы, столы и т.д., с описанием но без цены. Привозили и собирали киевские специалисты. А ремонт делал «УТБ Инжиниринг».
Первый этаж работает без перерыва. Прием «Прозорому офысі» с 8 до 16. Потом до 17 работа с документами. Обеды по текущему графику, ушедшего сотрудника сменяет другой. Есть специальное помещение, столовая – кухня, для персонала. Сотрудников не добавилось, просто немного изменилась организация работы.
На первом этаже есть детская комната с игрушками, столом, домиком — где детки могут подождать маму, пока та сдаст документы или получит консультацию.