В ДЕТСТВЕ НА КРАСНОМ ХУТОРЕ НАДЕЖДА ШУЛЬГА ИГРАЛА С АЛЕКСЕЕМ ПЕТРЕНКО. ОН ВЫРОС И СТАЛ АКТЕРОМ, А ОНА – МАТЕРЬЮ-ГЕРОИНЕЙ
Головна » Місто » В ДЕТСТВЕ НА КРАСНОМ ХУТОРЕ НАДЕЖДА ШУЛЬГА ИГРАЛА С АЛЕКСЕЕМ ПЕТРЕНКО. ОН ВЫРОС И СТАЛ АКТЕРОМ, А ОНА – МАТЕРЬЮ-ГЕРОИНЕЙ
13.08.2021 | Місто
А еще 82-летняя Надежда Шульга помнит вкус настоящих шоколадных конфет, которые делали на черниговской кондитерской фабрике.
—Совсем не то, что сейчас, никуда не годятся, — кривится Надежда Гавриловна, — Конфеты тогда делали такие, что ел и еще хотел. Я стояла на глазировке.
Для шоколадных была ручная глазировка. Такие решетки из проводков, с ячейками. Накладываем туда конфеты, за ручки опускаем в горячий шоколад. Да какой шоколад, с горчинкой. Раскладываем, сушим. Я на всех процессах работала. И на станке оберточном. Подушечки «Рион» в какао глазировали, в больших барабанах.
Директор на фабрике был очень хороший, Казначеев. А фабрика называлась «1 Мая».
Из Мнева, тогда М-Коцюбинского района, переехали в Чернигов в 1940-м году, мне год был. Батько сразу строиться начал. С войны не вернулся, погиб в феврале 44-го. Остались брат, мама, бабушка.
Напротив жил Алексей Петренко (позже — знаменитый актер). Друг моего детства и юности, всего на год старше. Хата их на левую сторону улицы, а наша направо, напротив. Они из Чемера переехали, когда Алеше лет пять было. Родители дядя Вася и тетя Настя угощали нас всегда. Жили они не особо богато, но хозяин в доме был, а мы сиротами остались. Алексей игры нам такие на улице устраивал! И не вспомнишь всего. Ох и заводной был. После школы во Дворец пионеров на Пяти углах бегал, во всяких там спектаклях участвовал, нам все рассказывал.
Взрослым уже с дочкой сюда приезжал, Полинке лет 12 – 14 было. Встретила их тут на улице между нашими домами. Постояли, поговорили, рады были оба, что увиделись. Потом забрал родителей в Ленинград или в Москву, точно не скажу, и уже сюда не ездил. Сейчас нет его родственников тут никого уже.
После 8-ми классов я пошла на работу на кондитерскую фабрику «1 Мая» (теперь «Стрела») и училась в вечерней школе. Бывало, отсидим занятие, и на работу на вторую смену, до утра. «Конфетка» рядом с домом, но устроиться не так просто было, помогли.
Потом окончила курсы при психбольнице, пошла работать младшей медсестрой. Стационар тоже на территории Щорса, 3 был. 13 отделений. 12-е — туберкулезное, отдельно загороженное. А в 13-м алкоголики. Главврачом Петр Седень. Больных жалко было, гостинцы носила. А потом стационар сделали возле Халявина, ездить далеко. Перешла в областную больницу в кабинет функциональной диагностики. Стажа 40 лет.
На пенсию в 45 пошла. И выслуга, да и многодетные матери–героини в 45 шли. А у нас четыре сына и дочка. 63 года как вместе с Петром Ивановичем.
Старшему сыну Анатолию сейчас 63 года, Володе 57, Сереже 56. Дочке Лене 50 было в апреле. А Миша в 74-м родился, ему 47. Внуков девять и четыре правнука. Самой меньшей Анечке девять месяцев.
На Дни рождения, юбилеи, бывало, все как сойдутся! Летом и у меня день рождения, и у Ивановича, — такие танцы тут устраивали! Последние годы уже не выходим. В хате посидят и все.
Дети хорошие, внуки хорошие. Только здоровья нет, — вздыхает Надежда Гавриловна.
Надежда Гавриловна получала квартиру на Ремзаводе, в доме медиков, 60 с лишним квадратов, три комнаты. Дали от больницы.
—За ту квартиру ездила в Москву, дошла до Президиума Верховного Совета. Дочку Лену взяла, ей три с половиной года было. Попали на прием к Николаю Колобову.
А до этого жили в половинке дома: свекор, свекровь, мы все вместе. Рядом — брат с семьей. Куда ни обращалась — без толку. А только из Москвы вернулись, сразу бумаги пришли, комиссия. И дали квартиру в доме медиков.
Потом ее продали и купили сыновьям по квартире.
Ни она, ни муж из дома уже не выходят. Еще четыре года назад баба Надя передвигалась с палочкой. Потом с двумя палочками. Сейчас по дому может ступить два шага только до кровати мужа. Кровати приставлены одна к другой буквой «Г». Поправит одеяло, подаст чай, его дочка оставляет на табуретке, — и назад. 86-летний Петр Иванович слег еще раньше. Диабет.
—У Ивановича моего 45 лет стажа. Токарем всю жизнь в кинотехпроме.
Сейчас сядет: «Абы ж наши ножечки ходили. Пошли б мы с тобой на кухню, наготовили как раньше…» На инсулин перевели. То я ему колола, а теперь Лена.
Дочка Лена теперь живет тут с нами. Муж умер, 40 дней было, помянули.
***
Надежда Шульга послала по почте абонемент полугодовой подписки на газету «Весть» и выиграла два набора постельного белья.
—Спасибо, отличный цвет, — разглядывает подарок. — Будет обновка мне и деду, Это первый приз наш, не припомню, чтобы еще когда-нибудь что-то выигрывала.
Нравится мне «Весть», — искренне улыбается бабушка. — Два года выписываю. Я ж не знала раньше, что такая замечательная газета есть. Про «Весть» знакомая рассказала, посоветовала. И потом другой знакомой звоню: «Что делаешь?» «Весть читаю». Ну, думаю, и я выпишу. И не пожалела.
А теперь возьму в руки «Весть», дед» «Ну, шо там?». «Слушай, буду читать». И перечитаю всю чисто газету. Отложу. А потом возьму и снова читаю.
Тут что хочешь! И рецепты, выпечка, кулинария всякая. Посмеяться можно и поплакать.
Елена Гобанова, фото автора
Алексей Петренко, кадр из фильма “Жестокий романс”