— 12 июля около двух часов ночи на «Опель Виваро» я возвращался домой с рыбалки на Десне. Ехал по городу с разрешенной скоростью, — вспоминает Игорь Портной. — Возле «АТБ» на Старой Подусовке я опередил едущую медленно машину патрульной полиции. И поехал дальше. Думаю, что полицейских это задело. Проехал еще почти километр и остановился на неработающем светофоре, пропустить фуру. И тут подъезжает полиция:
— Вы нарушили.
— Что нарушил?
— Обогнали на пешеходном переходе.
— «Где там пешеходный переход?» — удивляюсь. Ведь его там нет. Их было двое: Дмитрий Пугач и Артем Зборщик. Один пошел в машину и кричит: «Тут стопроцентный вариант». И показывает видео с регистратора. Как позже выяснилось, частного. «Вот знак пешеходного перехода». Я на камеру им объясняю, что пешеходный переход находится при въезде в «АТБ», то есть параллельно дороге. При пешеходном переходе должны стоять знаки с обеих сторон дороги и быть разметка, а их там нет. Говорю: «Давайте поедем, посмотрим на месте». А мне отвечают: «Выпишем постановление — посмотрим». Я спрашиваю: «Какой штраф?» «510 гривен». Повторяю: «Я ничего не нарушил». «Это будете доказывать в суде». Я не юрист, поэтому обратился за помощью к адвокату.
К делу подключился не только адвокат, но и 36-летний Василий МАЗКО, общественный активист. Он нарабатывает опыт, чтобы в будущем стать адвокатом.
— 15 июля Портной обратился в полицию для получения материалов фото-, видеофиксации, — рассказывает Василий Мазко. — Как оказалось, на нагрудных камерах нет момента якобы нарушения, есть только разговор. А имеется видео с частного регистратора, который почему-то установлен в служебной машине. Мы обратились к «АТБ», чтобы получить схему движения возле супермаркета. Нам ее предоставили, там указаны все знаки. И что схема согласована с органами Национальной полиции.
Мы исследовали видео и обратились в Черниговский районный суд с иском, чтобы отменить постановление Пугача. 2 августа суд открыл производство по делу. Копии были разосланы сторонам. После этого 20 августа из патрульной полиции за подписью начальника управления Андрея Думича приходит Портному письмо: «Шановний пане Ігорю. Повідомляємо, що постанова про накладення адміністративного стягнення по справі про адміністративне правопорушення, зафіксоване не в автоматичному режимі, про притягнення Вас до відповідальності за результатами проведення службової перевірки скасована, а справа закрита». И прилагаются материалы проверки.
Мазко показывает документы.
— Юрист полиции Михаил Бугрим сообщает суду, что постановление отменили. И суд 30 августа принял решение закрыть дело. Но при этом пишут, что понесенные истцом судебные издержки оставить за ним, поскольку субъект властных полномочий не дает повода для дальнейшего рассмотрения. По-моему мнению, при отсутствии четкого правового регулирования, необходимо руководствоваться принципом, что издержки несет та из сторон, по вине которой они возникли. Но вины Портного нет. А он потратил три тысячи гривен на адвокатскую помощь, уплатил 454 гривны судебного сбора, я уже не говорю о потраченных нервах и времени. Поэтому обжаловал в апелляции определение Черниговского районного суда.
— Я ничего не нарушил. Кто вернет мне деньги? — говорит Игорь Портной. — Жена в декрете, дочери Марии год и восемь месяцев. Выращиваю в селе овощи и зелень и продаю их в Чернигове на Центральном рынке. С этого и живем.
Если бы я не обжаловал штраф и уплатил его — разве это было бы законно?
* * *
— С начала года патрульной полицией было составлено 24 тысячи 730 материалов, из них судами по разным причинам было закрыто 163 дела. И 25 отменено самой полицией, — сообщил 40-летний Виталий КОПЫСТКО, пресс-офицер патрульной полиции.