ОФИЦИАЛЬНО НЕ ПУСКАЮТ, НЕОФИЦИАЛЬНО – ЗАХОДИТЕ

30.12.2021 | Місто
66-летняя Людмила БОЧКОВАЯ прописана в общежитии по Попудренко, 16. В том самом, где обвалилась стена. Женщина жила в комнате вместе с мамой. 30 августа хотела забрать личные вещи и взглянуть, не пострадала ли ее квартира от рук мародеров.
— Мне нужно было забрать личные вещи, — говорит Людмила Ивановна. — Заодно и посмотреть, в каком состоянии моя квартира. Соседи, семьи Огнивенко и Гашко, накануне ходили и видели, что двери в большинство квартир открыты, сломаны электрощитки и замки. Пришла 30 августа к общежитию. Полицейский, который охраняет общежитие и находится рядом в вагончике, не пустил меня внутрь. Сказал, нужно разрешение от Черниговрады. Я туда. Мне сказали идти к Католику (начальнику отдела квартирного учета и приватизации жилищного фонда. — Авт.). Он в отпуске. И так по кругу футболят. А кто выдает разрешение — непонятно. Тогда я так и не попала в квартиру. Может, сегодня получится?
16 сентября идем к общежитию вместе. Подходим к вагончику, где дежурят полицейские, стучим — тихо. Дверь закрыта.
— Без полиции заходить внутрь не буду, — принимает решение Бочковая. — Чтобы потом не говорили, что вынесла чужое.
Решаем вызвать наряд. Пока ждем, обходим здание со стороны двора. На траве множество осколков.
— Ой, смотрите, сколько стекол в окнах выбито. Да и окон сколько открытых. Один, два, три, четыре… Вон там вообще дверь выломали и можно зайти даже, — указывает Людмила Ивановна на дверь в общежитие со двора. — Две недели назад была целая. А еще жильцы общежития, которые работают на фабрике, видели оттуда, что окна то открыты, то закрыты. Да и в вечернее время кто-то ходил по общежитию с фонариком. Это так его стережет полиция?
Заглядываю в разбитое окно на первом этаже. На стене перекидной календарь замер на декабре 2016 года, когда случилась беда. По комнате разбросаны вещи, дверцы шкафов открыты, проводка вырвана. Обходим здание со стороны улицы Попудренко. Окна все целы и закрыты. Людмила Ивановна с грустью смотрит в окно своей комнаты на третьем этаже.
— Окно в моей комнате закрыто шторой лишь наполовину. Когда я уходила, закрывала полностью. И что-то стоит на подоконнике. Не видно, что. Хотя я ничего не оставляла, — размышляет она.
Проходим опять к вагончику, где должна быть охрана. Двери по-прежнему закрыты. Вдруг из общежития раздается глухой стук, похожий на стук молотка. Минут через пять повторяется.
— Вы тоже его слышали? — переспрашивает у меня женщина.
На машине подъезжает 31-летний Владислав ЯШНИКОВ, участковый. Людмила Бочковая настаивает, что ей нужно зайти и взять личные вещи.
— Вы понимаете, что дом в аварийном состоянии, и мы не можем тут долго находится? — напоминает Владислав Васильевич, проверяя личность и прописку.
— Понимаю, но мне нужно забрать вещи, — твердит свое Людмила Ивановна.
Отодвигая забитый досками щит, вдвоем идут по коридору общежития. Минут через десять выходят.
— Ваша комната в порядке?
— Двери хоть и закрыты, но в комнате кто-то был. А ведь ключи только у меня. Передвинута книжная полка. Гладильная доска и термос стояли в другом месте и на окне лежит ящик с документами из шкафа. А я его не вытягивала. Исчезло покрывало с кресла. Возможно, еще что, не успела рассмотреть.
— А у соседей как?
— На этаже беспорядок. Много у кого двери открыты, в комнатах срезаны батареи. Не все жильцы смогли все свое забрать. Кто ответит за такое? Разве не слышно и не видно, как тут все ломают и выносят?
— Кого-то встречали внутри?
— Нет. Мы были только на третьем этаже, там, где моя комната.
Пока разговариваем, к нам подходит Дарья ВЕРЕТЕННИК, инспектор полиции. Она охраняет общежитие поочередно с Андреем Мельником.
— Да, отлучалась. Ходила по воду и в туалет. Сменщик не оставил ключ от уличного туалета. По форме в кусты тоже не побежишь:). Заступаем на дежурство на сутки по одному человеку.
44-летняя Валентина СПУТАЙ, мама пострадавшего во время обвала парня, также заходила в общежитие.
— Пришли 13 сентября втроем с девчатами, соседками, – никого возле общежития не было, будка с охраной закрыта. Зашли на пять минут, посмотрели свои комнаты и вышли. Перед нами другие жильцы ходили, тоже никого не было из охраны. В мою комнату взломано два замка. Но ничего не украли, так как осталось там только кресло. Напротив, у соседки, деревянные двери выломаны полностью. Везде видно следы жилья неизвестных. Залазят через окна, скорее всего. У соседей чекушка стоит в комнате, валяются рюмки и шприцы. Из стиральной машины достали весь цветной метал. Много где срезаны батареи. У соседей рядом у бронированной двери отогнут угол, чтобы можно было внутрь проникнуть. Это ж сколько силы нужно иметь, чтобы такое сделать! — возмущена женщина. — Общались как-то с полицейским, что в будке сидит. Он сказал, что лично задержал возле общежития в восемь утра мужчину с ломом, набором отверток и связкой ключей. Также жильцы общежития, которые работают на «Элеганте», видели, как на крыше летом загорали то девушка, то мужчина.
— Что думаете по поводу капитального ремонта общежития?
— Если принудительно заставят переселяться обратно, то придется идти. Но сейчас никто из жильцов не хочет туда. Здание пять лет стоит пустым. Трещины повсюду. Люди за то, чтобы старое снести и новое построить, точно такое же.
— Как чувствует себя сейчас ваш сын Саша?
— Стал более нервным. Конечно, такое пережить. Два с половиной часа в сильный мороз пролежал под руинами дома. Ногу придавило сильно, теперь немного хромает. Работает водителем на хлебозаводе.
* * *
— Если человек из этого дома (с пропиской) захочет забрать вещи, нужно ли для этого разрешение? — обратилась к 29-летней Наталье СЛАБЕНЯК, спикеру Главного управления Нацполиции в Черниговской области.
— Нужно обратится за разрешением к Олегу Калите, начальнику Черниговского районного управления полиции.
— Жильцы общежития жалуются, что там орудуют мародеры. Так ли это?
— По статье 432 Криминального кодекса Украины «Мародерство», правонарушений не зафиксировано.
* * *
— С жильцами у нас создана группа в вайбере. Там мы общаемся, пишем новости. В мае, перед началом конкурса, было собрание в мэрии. Собирали заявления и предложили три варианта: 1. Денежная компенсация за надлежащее имущество.
2. Жилье в том доме, который будет построен на месте общежития. 3. Жилье в другом месте с доплатой, если будет площадь больше, чем сейчас в общежитии. Кого не было на собрании, также об этом уведомили. Считаем именно по количеству комнат. Их ровно сто. А не по количеству прописанных людей там, — уточняет 47-летний Михаил КАТОЛИК, начальник отдела квартирного учета и приватизации жилищного фонда. — Четыре человека таких заявлений по сей день не предоставили, хотя срок был до 19 мая.
Ольга САМСОНЕНКО. Фото автора
На снимке: Людмила Бочковая возле общаги