Светлый большой зал с рядами мягких офисных кресел на первом этаже здания по Шевченка, 15 в Чернигове (около горотдела полиции). Трибуна с микрофоном для оратора. Несколько детских уголков с карандашами и листиками для рисования, пластилином.
В зале — 25 человек. Мужчины и женщины. В обычной одежде. Разных возрастов. Есть и дети. Некоторые на креслах слушают оратора, играются, некоторые — бродят по залу, выходят в коридор, отвлекают взрослых.
Так в Чернигове проходит воскресная служба Церкви Иисуса Христа святых последних дней, мормонов.
«Поняли – это нам подходит»
Первый, кто записался в мормоны в Чернигове — многодетная мать 52-летняя Елена Шавеко. На воскресные службы она приходит с двумя младшими сыновьями (12 и 9 лет). Всего у них с мужем шесть детей.
— Наша церковь в Чернигове с 1997 года. Хотя о мормонах наша семья узнала еще раньше, — рассказывает. — Муж работал в Польше. Там познакомился с парой мормонов. Восхитился ими. Заинтересовался литературой. Я сначала была настроена скептически. Хотя идея семейных вечеров раз в неделю (по понедельникам), семейного приема пищи (а не когда кто, как было раньше) меня заинтересовала. Когда познакомилась с этой польской семьей (а у них двое деток-ровесников наших старших дочек), вообще пришла в восторг.
К тому же, мне постоянно были какие-то знаки, что Бог есть. Поехали как-то за город, сломалась машина. И никто не останавливается нам помочь. Мы еще тогда не очень верующими были. Муж говорит: «Давай молиться». «Молись», — отвечаю. И не поверите, сразу остановился бусик, который нам помог. А вечер же. Дочка в городском дворце культуры на тренировке. Забрать некому. Мы живем на Бобровице (микрорайон Чернигова). Как наш ребенок один с тренировки доберется? Переживаем. Муж мне: «Молись, твоя очередь». И я начала. Въехали в Чернигов — идет моя мать с дочкой. А чтобы вы понимали, мама с детьми вообще не помогает, у нее принцип: я вырастила сама, и вы растите. Говорит: «Что-то захотелось прогуляться, дай, думаю, внучку заберу».
Однажды моя вера пошатнулась. Я была на последнем сроке беременности, и тут вдруг погиб наш сын, машина на улице сбила. Я так кричала, что соседи говорили, было слышно за несколько улиц. Родив двух девочек, я очень хотела сына. Я думала: как же Бог допустил, чтобы у меня забрали ребенка?
Через неделю родила сына. Я пять-шесть месяцев ходила с мыслью, что уже поздно (мне было 36 лет), что денег мало, а нужен ли мне четвертый ребенок? Оказалось, нужен, еще и как.
Когда последнего рожала, в 42 года (через полмесяца исполнилось 43), меня в больнице обижали: «Вы что, предохраняться не умеете? Вы, что верующая?». Но мне было все равно. Я уже никого не слушала: кормить, воспитывать детей мне, а не тем, кто осуждает.
Когда в первый раз ехали в церковь в Киеве, очень переживали. Прибыли заранее, ходили вокруг, чтобы посмотреть, какие же люди туда зайдут. Было страшно. Но нас там приняли, как родных.
«Я крестилась в реке»
Служба мормонов состоит из нескольких частей: общая и раздельная для мужчин, женщин и детей. Члены церкви слушают рассказы друг друга, читают свежий выпуск мормонского журнала, поют под аккомпанемент синтезатора.
— Собираясь к вам, не знала, как одеться, чтобы меня не выгнали со службы, — признаюсь. Мы ведь мормонов представляем в черных больших шляпах, строгих костюмах.
— У нас нет канонов для одежды, — отмахивается 72-летняя Тамара Сыщенко. — Кому в чем удобно, в том и ходит.
— А как же традиционная шляпа с большими полями для мужчин?
— Нет и такого, — развеивает мои представления Елена Шавеко. — Есть отделившаяся ветвь мормонов, которые их носят, но к нам они не имеют отношения. Это у них многоженство, крещение мертвых и так далее. У нас крещение — с восьми лет. Когда ребенок уже может сам принять решение: хочет он или нет.
— Обряд крещения отличается от православного?
— Я крестилась в реке, — вспоминает 57-летняя Алла Помогай, работает продавцом в «Нашей рябе». — Нужно надеть специальный белый комбинезон, и окунуться полностью.
— Если хоть волос не промочить, обряд надо повторять заново, — подсказывает Елена Шавеко. — У членов нашей церкви крещение символизирует смерть и возрождение.
Что бывает, когда миссионеры подходят к сетевикам
— Я была крещенная, и даже не представляла, как это – не крестить детей в младенчестве, — рассказывает 53-летняя Елена Горбач, супруга президента черниговской церкви (да, у мормонов во главе церкви – президент, авт.). Елена приходит на службу с 4-летним внуком Максимом. — Занималась сетевым маркетингом. Обратила внимание, что на ключевые посты в американских компаниях, если претендуют два человека и один из них мормон, должность обязательно достанется мормону.
Однажды на улице ко мне подошли миссионеры. Я была с партнером по бизнесу в сетевом маркетинге, мы начали разговаривать. Я заинтересовалась. Партнер мне еще говорил: смотри, в секту затянут. Вот и затянули . После встречи с миссионерами я им позвонила первая. Они удивились, говорят, такое редко бывает. Договорились, что они меня не распрашивают про мой сетевой бизнес и не рассказывают про Церковь. Мы просто общаемся. Так постепенно я начала посещать службу.
Так и Алла Помагай начала посещать Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, однажды поговорив с миссионерами. Говорит, что чувствует себя здесь, как в семье.
Пенсионерку Тамару Сыщенко к мормонам привела проблема в семье.
— У моего сына была зависимость, — тяжело вздыхает от грустных воспоминаний. — Мы не могли с ней бороться. Я пришла сюда. У мормонов есть 12-ступенчатая программа преодоления зависимости. Она помогла сыну. Он уже десять лет не пьет. Есть семья. Я так и осталась среди мормонов. А мужа сюда затянуть не могу.
Язык и холод
На воскресной службе 25 ноября были и миссионеры. Улыбчивые ребята, которые сразу видят новенького (то есть, меня) и бегут знакомиться. На русском с очень заметным акцентом, узнают о тебе. 21-летний бельгиец Яспер Гуталс и 21-летний южноафриканец Майкл Олших говорят, что в Украине им нравится. Хотя, не скрывают, язык дается тяжело.
— Майкл у нас уже во второй раз, и опять зимой, — смеются черниговцы. — Ему, теплолюбивому, сложновато.
Миссионеры обучают английскому, приглашают посещать службы в церкви. Жилье в Чернигове им оплачивает церковь. Перелет — за свои. Как и проживание.
— Моя дочь уже дважды была миссионером, — гордится Елена Шавеко. — Член церкви заявляет о готовности к этому, говорит, сколько он может денег потратить. Мы небогатая семья, потому часть денег была наша, часть компенсировал центральный офис Церкви (прям, как в крупных компаниях :)).
Правда или ложь?
О «мормонах» рассказывают всякое. Что правда, что выдумка?
1. Чай и кофе — табу
Это действительно так.
— Чем заменить эти напитка, если ты, к примеру, кофеман?
— Ничем. К этому просто нужно прийти. Я тоже не представляла жизни без кофе. Но, как видите, смогла отказаться, — улыбается Елена Шавеко. — Чай, кофе вызывает зависимость. Табу и на алкоголь, сигареты, наркотики. Вы себе представляете Бога с сигаретой и рюмкой?
— Я его вообще себе не представляю.
— Но он точно без вредных привычек. И у нас праздники безалкогольные. Друзья и знакомые сначала недоумевают, а потом привыкают.
— А если член Церкви оступился, выпил чаю?
— Он рассказывает об этом президенту церкви. Вместе решают, что делать.
2. Десятину — Церкви
— Православные ведь тоже должны платить десятину на церковь, — говорит Тамара Сыщенко. — Только мы платим, а они нет.
— Декларацию подаете, чтобы отчитаться, что точно 10 процентов на церковь пожертвовали?
— Нет, — уверяют прихожане. — Нас никто не проверят. Все держится на доверии.
10 процентов от доходов идут на потребности церкви (в том числе и проживание миссионеров). Помогаем детям-сиротам, пострадавшим от военных действий и тому подобное.
3. Постное воскресенье — есть ли оно?
— Следующая служба будет в постное воскресенье, — подтверждают. — Обычно это первое воскресенье месяца. В такие дни нельзя ни воды, ни еды. Это наша жертва.
4. Обучение сексу детей
— Такого нет! — возмущаются. — С 12 лет — подготовка девочек к семейной жизни. В том числе, и сексуальное воспитание. Для мормонов очень важно целомудрие.
На халяву
Дважды в неделю черниговцы могут бесплатно обучаться английскому, который преподают в Церкви миссионеры. Часовые занятия по вторникам и пятницам на 18.30. По крайней мере, так было до карантина.
Можно бесплатно взять литературу — ту же настольную книгу членов Церкви «Книгу Мормона». И журнал «Лиахона*», есть и на русском, и на украинском.
Говорят, когда организовывают праздники с подарками, то у черниговских мормонов больше всего прихожан, которые потом куда-то деваются . Так что следите за мормонским календарем.
В Чернигове около сотни мормонов:
• Мормонизм — учение о «восстановлении», согласно которому вскоре после смерти апостолов Христа истинная Церковь исчезла с лица земли. Только через много столетий, в 1820 году, Бог избрал Джозефа Смита, чтобы через него восстановить истинное учение и истинную организацию церкви. После смерти Смита роль «пророка, провидца и носителя откровений» по очереди наследовали ещё шестнадцать президентов церкви СПД.
• Верят в живых провидцев, которым передает свои послания Бог. Президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — 95-летний бывший хирург Рассел М. Нельсон из США.
• В 1997 журнал «Тайм» назвал её одной из самых богатых организаций в мире из расчёта на одного прихожанина (за счет десятины и пожертвований).
• В Украине — 11 тысяч членов Церкви. Около сотни из них — в Чернигове. Было больше, но многие выехали за границу.
• Не запрещают своим прихожанам знакомиться с литературой других религиозных течений.
• К себе приглашают мягко и ненавязчиво (возможно, потому, их так и немного в Чернигове :)).
Виктория ТОВСТОНОГ. Фото автора
*Лиахона — древний компас-указатель в форме шара из Книги Мормона.
Американская миссионерка
Слева направо: Майкл Олших, Елена Шавеко, Лидия Прудкая, Елена Горбач, Яспер Гуталс, сидят Тамара Сыщенко, Алла Помогай, Любовь Уладышева