НАДОЕЛО ЖИТЬ СОВКОМ И ЕЗДИТЬ НА “ЖИГУЛЯХ”. ПЕРЕСЕЛИ НА ЕВРОБЛЯХИ
Головна » Місто » НАДОЕЛО ЖИТЬ СОВКОМ И ЕЗДИТЬ НА “ЖИГУЛЯХ”. ПЕРЕСЕЛИ НА ЕВРОБЛЯХИ
23.07.2021 | Місто
27-летний черниговец Игорь Пономаренко занимается ремонтом автомобилей. Около двух лет ездит на «Ауди» с литовскими номерами. Для друзей и знакомых покупает, перегоняет автомобили с литовскими, польскими номерами. В народе такие машины называют «евробляхи».
— Не у всех есть возможность купить хороший автомобиль, — говорит Игорь. — Но люди устали жить, если можно так сказать, совком. Продают старые «Жигули», «Лады» и покупают за эти деньги иномарки.
Одним из первых, в 2012 году в Чернигов начал гонять такие машины Валерий Литовский. Тогда и пошла первая волна «евроблях». У меня была «Мазда-6», два года назад продал. Езджу на автомобилях только с европейскими номерами.
— А у меня была «десятая Лада» 2007 года, которую брал новой в салоне за 10 тысяч долларов, — говорит 39-летний Роман Дроменко. — Два года назад продал. Купил себе «Мазду-6», которой 14 лет и еще немного долларов осталось.
— На черниговском автобазаре можно купить машину на литовских, польских номерах?
— Конечно, — уверено говорит черниговец Виталий Панченко. — «Евробляхи» в Украине прошли точку невозврата. Даже в райцентрах нашей области, например, в Городне, ездят.
— Цены, на самом деле, разные, — перебивает черниговец 29-летний Ярослав Оноприенко. — Нужно смотреть и выбирать.
— Что нужно, чтобы пригнать авто на европейских номерах?
— Литва — это огромный авто-базар. Там даже в гостиницах машины продают. В основном, желающие купить автомобиль на европейских номерах, ищут перегонщиков через знакомых, — продолжает Игорь. — В Интернете можно найти кучу объявлений. Я вожу, только если попросят друзья, знакомые. За два года завез в Украину около 20 машин.
Самые популярные страны, из которых в Литву везут машины на продажу — Германия и Франция. Там они в два раза дешевле. А их растаможка в Литве стоит всего лишь 100 долларов.
Самые ходовые — «Ауди», «БМВ», «Рено», «Пежо». Возраст автомобилей, в основном, 10-12 лет. Например, десятилетнюю «Ауди» можно взять за 1200 евро. В Украине такая стоит около шести тысяч долларов. Японцы дороже. Хорошая «Мазда» стоит около 5400 долларов. В Украине можно купить за восемь тысяч долларов в идеальном состоянии. Самая дорогая машина, которую я пригнал — «БМВ Х5». Стоила около восьми тысяч долларов. По Украине их цена порядка 15 тысяч долларов.
В Литве, как правило, перекупщики ищут резидентов (фирмы, зарегистрированые в этой стране), которые могут оформить машину или выписать на тебя доверенность. Через месяц, по закону, нужно пересечь границу. В основном, люди одним днем выезжают и сразу же въезжают. Некоторые этого не делают. За это выписывают штраф 8500 гривен. Платишь единоразово эту сумму и катайся по Украине хоть 20 лет. Ни отобрать, ни оштрафовать повторно, ни заставить вывезти автомобиль за прострочку никто не имеет права. Самое главное, на этом автомобиле не заезжать на территорию пунктов пропуска. Тогда ее поставят в «карман».
— Сколько зарабатывают перекупщики на перегоне?
— Покупатель, помимо стоимости машины, платит тысячу евро на расходы. В эту сумму входит билет на автобус в Литву. Несколько дней уходит на поиски автомобиля. Продавец общается с покупателем через соцсети. Отправляет фото, видео выбранной машины. Нужно снять номер в гостинице, взять в аренду машину, чтобы ездить по городу. Покушать. На оформление документов. Нужно найти фирму, на которую регистрируют машину. Это тоже стоит денег. И, конечно, на топливо, чтобы ее пригнать. Из этой тысячи можно заработать порядка 300-400 эвро.
— Сколько в Чернигове авто с европейскими номерами?
— Их никто не считает, — говорит Игорь. — За день, катаясь по городу штук 300 могу встретить.
— Знакомый рассказывал, подъехал на стоянку к «Голливуду», — говорит Виталий Панченко. — Только возле входа в ряд насчитал, больше десятка. 28 декабря 2017 года наша общественная организация «Демократія майбутнього» организовала флешмоб. На плацу черниговского лицея военно-физической подготовки собралось около 50 автомобилей на европейских номерах. С включенными аварийками, фарами выстроились в виде елочки. Так поздравили черниговцев с новогодними праздниками.
— С сотрудниками таможни, полицейскими проблемы есть?
— В Чернигове, по сравнению с другими городами, можно сказать, тихо. С полицейскими бывают не то, чтобы проблемы, скорее непонимания, споры, — объясняет Виталий. — Вот, в четверг, 11 января, на посту в Новоселовке остановили знакомого на «евробляхах».
— Но все непонимания исчезли, когда к ним подъехали 10 машин на европейских номерах, с активистами, — смеется Роман.
— С собой возим Конституцию Украины и все решаем по закону, мирно, — говорит Панченко.
— В декабре возле магазина «Прогресс» в Чернигове «поляк» припарковался под запрещенным знаком. Подъехали полицейские. Произошел спор. Водитель отказался показывать документы на машину, а полицейские начали угрожать, что позвонят на таможню. Вызовут эвакуатор и автомобиль отгонят на штрафстоянку.
— Бывают всякие ситуации, — перебивает Игорь. — Все мы люди, хоть на украинских, хоть на европейских номерах. Нарушил, плати штраф, как и все.
Юлия Семенец, Алина Сиренко. Фото Юлии Семенец
Игорь Пономаренко, Виталий Панченко, Роман Дроменко, Ярослав Оноприенко возле литовской двадцатилетней “Ауди”. Фото сделанно в январе 2018 года