5 ноября приехали пять новых троллейбусов «Барвинок». Их Черниговское троллейбусное управление закупило у ООО «Эталон-Лизинг» за 23 миллиона 945 тысяч гривен (стоимость одного — 4 миллиона 789 тысяч гривен).
За «новичками» номера маршрутов не закреплены. 10 ноября один из них, с бортовым номером 514, катался по маршруту «единички». За рулем — 27-летний водитель Дмитрий ЛОЗОВОЙ. В этот день у Дмитрия планировался выходной, но он вышел поработать на подмене.
— Моя машина — 518, тоже новенькая, 2020 года. Она сегодня по «шестерке», за рулем напарник, работает «по разрыву». Утром выезжает, делает несколько рейсов. Потом заезжает на яму, троллейбус осматривают, чтобы все нормально работало. Потом выезжает вечером.
— Такой тщательный подход только к новым троллейбусам?
— Ко всем. Раз в неделю каждая единица — смотровая, — объясняет водитель. — Так удается вовремя заметить неисправности и ликвидировать их. Если с троллейбусом все хорошо, он по-быстрому прошел осмотр, может работать как резервный — какой-то съехал, выезжает на его маршрут.
— Как отбирали людей на новую технику?
— Сначала в ЧТУ решали, кто лучше: чтоб не было залетов, ДТП. Потом звонили и предлагали. Не все соглашались. Например, Игорек Скрипец, который в моей первой бригаде работает (обслуживают троллейбусы №№1, 10, 11) не захотел.
— Некоторые не хотят, потому что тяжело переучиться со старой на новую технику, молодежь быстрей схватывает, — подключается к разговору кондуктор 50-летняя Зоя СТЕЧЕНКО.
— К новым нужно нежнее относиться, а мужики за десять-двадцать лет к другому привыкли. Если руль нового так крутнуть, то ого! — смеется Дмитрий.
— А плюс доплата за старые троллейбусы! — называет вескую причину кондуктор.
— А это порядка двух тысяч гривен в месяц, — подсчитывает водитель. — На новом, чтобы заработать больше, нужно выйти в выходной. Норма — 167 часов в месяц. Вышел в свой выходной — двойная оплата.
— А кондукторам оплата почасовая, хоть в старом, хоть в новом, двух тысяч сверху нет, — вздыхает Зоя Стеченко. — Так что мы любим «Барвинки»! Легче передвигаться по салону, когда обилечиваешь пассажиров. Да и в комфортном троллейбусе пассажиры более приветливые, чем в обшарпаном.
Дмитрий Лозовой в ЧТУ третий год.
— До этого я ездил на «Тролзе» 1989 года выпуска. Конечно, разница колоссальная: «Барвинок» меньше на ямках тарабанит, более маневренный. На этом одной рукой легко управляешь, а там упираешься, все дребезжит, — перечисляет плюсы водитель. — До работы в троллейбусном я служил в армии. Со всей Украины гонял технику в зону АТО. Нужно колону перегнать — вперед, Димка. Ездил на «Уралах» и «Камазах». Они, конечно, более проходимые, но комфортней и приятней за рулем «Барвинка»
. Старикам низкопольные троллейбусы более удобные, стоят на остановках специально поджидают. Также и мамы с колясками. Даже молодежь ездит в новеньких, не стыдясь. Чем садиться в старье, лучше выберут маршрутку, а в «Барвинок» заходят без проблем.
— В ЧТУ уже 34 «Барвинка», старых машин много осталось?
— Та половина парка старье!
* * *
За последние пять лет Черниговский троллейбусный парк обновился на 32 единицы техники. Все — черниговского производителя.