«Мы с черниговской конфетной фабрикой одного года. Юбилей вместе отмечали»
Головна » Місто » «Мы с черниговской конфетной фабрикой одного года. Юбилей вместе отмечали»
10.02.2022 | Місто
Майя Григорьева
Майя Григорьева в свои 88 выглядит замечательно. Так и должна выглядеть жена летчика. К сожалению, мужа, Нила Кондратьевича, нет уже почти 20 лет. Майя Ефимовна — в квартире вдвоем с невесткой, 70-летней Натальей Ивановной.
— Меньший сын с семьей живет в Подмосковье. А старшего не стало в 2010 году. Игорь — ликвидатор Чернобыльской аварии. Когда случился взрыв, его сразу же через военкомат отправили туда. Пробыл четыре месяца. И начались заболевания. Такой мужчина, метр девяносто рост. Крепкий, здоровый. Был.
Отец говорил ему: «Куда ты едешь?» А он: «Если не я, то кто?»
У меня была своя квартира-малосемейка на Ремзаводе. Я одна и невестка одна. Наташа предложила, и я перешла сюда, к невесточке. С 2016 живем вместе.
Есть четыре внука. Самый старший Кондрат, назвали в честь прадеда. Ему уже сорок, работает в охранной организации. У меньшего сына, Гены, трое деток: Владислав, Евгений и Алессия. Еще школьники.
В Чернигов Майя Ефимовна приехала в 1954 году, к мужу. Родом из Пятигорска, Краснодарский край, Северный Кавказ.
— Муж тоже жил в Пятигорске, а родился в Украине. И после окончания Батайского военного авиационного училища, когда ему давали возможность выбора, где служить, захотел поближе к родине.
Познакомились, когда мне было 15 лет, ему 17. Они компанией шли на танцы, зашли за моей старшей сестрой. И он увидел меня. Из училища вышел офицером, а я училась в техникуме консервного производства в городе Армавире. В 1953 году, на майские праздники, съехались к родителям. И тут он заявил, что мы едем в Грозный расписываться. Там он как раз проходил курсы усовершенствования летчиков-инструкторов. Это несколько часов поездом от Пятигорска, Кабардино-Балкария. Расписались, отметили. — В ресторане?
— Что вы! Такие годы были голодные. Я надела белое платьице, которое сама с сестрой пошила. Аппликацию из кленовых листочков и атласа сделали. Муж был в военной форме.
После росписи я поехала заканчивать техникум, а Нил, в декабре 1953 года, — служить в черниговское летное училище. Защитила диплом и приехала к нему.
В 1957 году Игорьку было три года. На территории летного училища выделили корпус, чтобы поселить семьи, которые снимали жилье. А потом построили дом на улице Летной, и мы получили там однокомнатную квартиру.
Устроилась работать на черниговскую кондитерскую фабрику, сначала сменным химиком. Почти в каждом цехе мастером поработала. В карамельном, бисквитном, конфетном. Годах в 80-х фабрике дали название «Стрела». Потом была заведующей лабораторией и оттуда ушла на пенсию. — Конфет с фабрики домой много выносили?
— Покушать на фабрике — сколько хочешь, а с собой брать нельзя. Охрана на проходной проверяла, в сумки заглядывала. Задержания были. Первое — предупреждение, потом наказание, штраф.
— Да перебрасывали через забор, — подсказывает Наталья Ивановна. — Наша соседка там работала, у нее шоколад кусками дома лежал. Настоящий черный. Правда, ее и выгнали за это дело. А еще приносили: целая коробка, залитая шоколадом. Я сладкое люблю, но я на «Стреле» не работала. Была инженером в аэропорту, в Шестовице, а уже на пенсии — инженером по охране труда в детской поликлинике.
— Ну, разве что грузчики могли такое творить, — возражает Майя Ефимовна. — Заборы вокруг фабрики высокие. С одной стороны — черториевский овраг, а фабрика на самом его краю.
Мне это не надо было. Старший сын там работал после армии, младший ко мне на работу постоянно бегал. Там наедались, если хотели.
Некоторые завидуют: «Если б я туда попала, я бы конфеты ела и ела!» Знаете, первый раз можно хорошо напробоваться. Потом уже этот запах… Заходите в цех и не имеете никакого желания есть конфеты. Просто привыкаешь и становишься абсолютно равнодушным. Да я и не очень-то сладкое и любила. — Сейчас конфеты нашей фабрики мало кто берет… Наверно раньше лучше были?
— Я уже на пенсии покупала «Ромашку». Начинка правильная. Коричневая, потому что туда добавлялся какао-порошок, масло, сахарный сироп, коньяк. Все вымешивается и глазируется. А вот глазурь стала хуже. Вместо какао-масла из бобов какао, стали добавлять кондитерский жир.
Но сказать, что все было лучше — надо еще подумать. Уже где-то в 1983 году было решено применять нетрадиционные виды сырья. Добавлять разные наполнители. Например, пробовали в мармелад класть сухую перемолотую свеклу. Но нам не понравилось, перестали такое выпускать. Некоторые фабрики, что южнее, закладывали в пралине перемолотые косточки винограда. Считалось, что там много полезного. Мы этим не занимались. Делали пралине только на основе ореховой пасты. — Какие конфеты любимые?
— Мне нравилась «Аркадия» (мармелад в шоколаде. ― Авт.).
На пенсию ушла в 55 лет. Месяцев восемь еще поработала, директор просил себе замену подготовить.
Всего на конфетной фабрике проработала 33 года, с 1956 по 1989 год. — Как оно, быть женой летчика?
— Сложно. Мало он может уделять внимания семье. Все время полеты. Был дома только зимой. А весь летний период, начиная с марта и по ноябрьские праздники, — по лагерям. В субботу приехал, в понедельник уезжает. А если далеко, то раз в месяц. В Городне, в Умани, Ивангороде. Там были практические полеты с курсантами. В передней кабине садится курсант, во второй — инструктор. Спаренное управление. Есть радиосообщение, делает замечания, подсказывает. Если курсант ошибку допускает, инструктор может его поправить.
А зимой дома летали, в Чернигове, основная база была в училище. Он служил по 1970 год. Потом списали по состоянию здоровья. Работал на «капроне» начальником транспортного цеха.
Не стало в 2020 году. Онкология.
Фабрика — моя одногодка, в 1933 году основалась. Ей тоже 88 лет.
Когда я уже была на пенсии, принесли домой поздравительную грамоту и коробку конфет «Вишня в шоколаде». Это отмечали юбилей фабрики, но как раз и мой юбилей, получается.
***
В декабре 2020 года черниговская кондитерская фабрика “Стрела” остановила работу. Всё.
Чай вдвоем с невесточкой
Майя Ефимовна не может вспомнить, что еще выигрывала в жизни.
—У меня муж «везунчик». Им тогда вместе с зарплатой лотерейные билеты выдавали. И ему везло. Раз выиграл дамские часы «Заря» с золотым корпусом.
Когда еще был курсантом, их тоже со стипендии заставляли покупать лотерейные билеты. Выиграл приличную сумму, передал родителям, и они за эти деньги крышу на дом сделали.
«Весть» начала выписывать в 2007 году. Уже 14 лет вместе с газетой. Нравится читать новости, разгадывать кроссворд.
— Очень нравится рубрика «Что вас обрадовало за неделю», — добавляет Наталия.
— Рецепты интересные вырезаем и храним.
Майя Григорьева выиграла в подарок от любимой газеты электрочайник «Тефаль» (в ноябре 2021 года, когда мы проводили акцию).
— Будем чай пить с невесточкой, — обрадовалась подарку Майя Ефимовна.