Головна » Місто » КОРАБЛИ НЕ ВЕРНУТСЯ В “ПОРТ ЧЕРНИГОВ”
14.08.2020 | Місто
В этом сезоне не видно на Десне теплоходов. Их в Чернигове было два. Один — портовый, «ПТ-150». ПТ — прогулочный теплоход. Можно просто «ПеТя». Последние годы выполнял функцию речного трамвайчика, возил всех желающих на часовые прогулки в теплое время года. Регулярно, по расписанию, — мимо «Золотого берега», до Бобровицы и назад. Последняя цена билета — 50 гривен, дети до 7 лет бесплатно.
До 2008 года пассажиров катал «Казбек». В 2009 его передали на баланс городскому управлению образования. После ремонта «Казбек» стал катать детсадовцев с родителями, ездили экскурсии школьников. Не бесплатно, конечно. Выпускники арендовали. В прошлом году «Казбек» на Десну не выходил.
Кто-нибудь из них этим летом нас катать собирается?
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ ПОЧТИ ЧТО ПРОДАН
В речном порту (что за Валом, по адресу Подвальная, 23) — сейчас ни одного плавсредства. Спустилась к пустому причалу. Гавань цветет желтыми кувшинками. Где продавали билеты, — уже нет не только расписания и цены водных прогулок, но и надписи «Касса».
Черниговский речпорт уже давно не государственное предприятие. Приватизировано еще в 90-х. До последнего времени частное акционерное общество «Черниговский речной порт» принадлежало компании «АСК «Укрречфлот». Это частная акционерная судоходная компания.
Долгое время (не меньше трех лет) на сайте электронных продаж «ОLХ» висело объявление:
«Эксклюзив! Продам комплекс зданий речного вокзала и недвижимости грузового района, г. Чернигов, общая площадь недвижимости 6937 кв. м, общая площадь земельного участка 6,51 га, в т. ч. площадь здания речного вокзала 2536 кв. м, здание имеет 2 этажа, находится на Набережной, возможное применение — развлекательный , торговый центр, ресторан, другое, коммуникации центральное электричество, водоснабжение, газовое отопление,
склады 1300 кв. м, бытовые помещения 500 кв. м, помещение для дерево сушарки 116 кв. м,
гаражи 246 кв. м.
Желаете приобрести недвижимость, которая будет приносить Вам стабильный доход? Тогда это предложение именно то, что Вы искали! Звоните! Покупка помещения предоставляет возможность вести собственный успешный бизнес или сдавать помещение в аренду, получая стабильную ежемесячную прибыль».
За все хотели два миллиона сто сорок тысяч долларов.
Недавно объявление о продаже сняли. Последняя цена была уже 1560000 долларов.
Согласно Госреестру, на сегодня ЧАО «Черниговский речной порт» пребывает в статусе «в состоянии прекращения деятельности».
Директор ЧАО «Порт Чернигов» 54-летний Александр РОЖДЕННЫЙ на больничном.
— Правда ли, что речпорт продан? — спросила по телефону.
— Еще нет, но все идет к тому, — грустно констатировал Александр Васильевич. — Теплоход вряд ли выйдет. Я 35 лет проработал в черниговском порту, думаете, легко об этом говорить?
В речпорту осталось семь сотрудников. Говорят, заявления на увольнение уже написаны, без даты. Надеялись доработать до осени, но нет. Прошел слух, что предприятие «Порт Чернигов» покупает «Основа-Буд-7». Оформляют документы.
Предположительно, теплоход «ПТ-150» поедет на Киев (как собственность «Укрречфлота»), а на территории нескольких гектаров (еще пока порта) будет стройка.
Сейчас теплоход «ПТ» стоит в грузовом порту «Западный», что в Жавинке Черниговского района.
— Зачем «Порт Чернигов» строительной компании «Основа-Буд-7»? Что будут строить, с какой целью приобретают? — спросила у директора «Основа-буд-7» Романа ГЕРАСИМЕНКО.
— Порт не приобретаем, — возразил Роман Иванович.
КСТАТИ
Пассажирский теплоход «Казбек» — городское имущество. Возраст — 48 лет. Рассчитан на 150 человек (по техническим характеристикам, максимум — 243 человека). Осадка «Казбека» (часть в воде) метр четырнадцать сантиметров.
Пассажирский теплоход «ПТ-150» Собственность АСК «Укрречфлот». Возраст — 66 лет. Берет максимум 70 человек (по техническим характеристикам, максимум — 126). Осадка — 90 сантиметров в воде.
«Центр детского туризма не решит миллионные вопросы, связанные с судоходством. Но спасибо, конечно…»
«Казбеком» заведует Центр туристическо-оздоровительной и воспитательной работы с детьми и молодежью Черниговского городского управления образования.
— Нас не особо волнуют проблемы порта, — заверил директор центра 61-летний Александр ГАВРИЛЕЙ. — Кому его продали — нас не касается. Хотя… Нельзя оставлять город без порта. Это визитная карточка не меньше, чем Екатеринка.
Самая большая проблема в этом году — вода. Ни «Порт Чернигов», никто другой, не занимается чисткой русла. «Казбек» в этом году вообще не вышел из затона по причине низкой воды. Корабль так и остался стоять в Жавинке.
То, что порт продается, нас не пугает, потому что городской глава дал команду, на случай чего, ставить «Казбек» в затоне.
Когда начали дерибанить речпорты, началась неразбериха. Причалы, например, на сегодняшний день, принадлежат не порту, а управлению причалов.
— Раз не будет у нас ПТ, может, «Казбек» будет катать?
— Как он будет катать, если пройти по Десне не может?
В следующем году «Казбек» должен проходить доковый ремонт. В Чернигове его сделать некому. Последний раз доковый ремонт проводили около пяти лет назад, когда еще работал небольшой судоремонтный завод, который был у нас и в Любече. Та часть, которая в Чернигове, находилась в старом Жавинском затоне. У них были подъемники, поднимали корабль. А теперь надо гнать в Киев. Центр детского туризма такие вопросы не решает. Корабль доверили нам, спасибо за доверие, конечно. Но стратегические вопросы, связанные с миллионами — не наш уровень.
Атрошенко говорит, и мне нравится его позиция, что в городе должен быть корабль. Это красиво, это нормально. Пробовали даже привязать к «Золотому пляжу». Но это не так легко сделать. Ведь не просто за веревочку привязали и он стоит. Надо делать причалы.
Возможно, управлению транспорта передадут. Или КП «Парковка и рынок». Или другая структура будет создана. Я абсолютно не против, потому что детей мы не так часто катаем. Это хорошая штука, но все это не сдвинется с мертвой точки даже от желания Владислава Атрошенко. Он же не расчистит реку (ну-у, не знаю. — Авт.).
Раньше работники: бакенщики, чистильщики, травельщики чистили дно. Это и безопасность пляжа в том числе. Рекой надо заниматься так же, как и дорогами.
«И отрасль уничтожена, и воды нет»
Капитан и моторист — сейчас минимальный состав экипажа на «Казбеке». Обслуживают теплоход, прогоняют двигатель.
— Остальных сократили. Теплоход не работает второй год. Мы как бы охраняем его, поддерживаем на плаву. Занимаемся документацией, — не особо доволен капитан 55-летний Петр СКИВКА. — «Казбек» находится под охраной частного предприятия. Просто так туда никого не пускают. Ходят слухи, что под Валом территорию уже кто-то купил. В прошлом году весной мэр хотел передать «Казбек» от управления образования коммунальному предприятию «Парковка и рынок». Но что-то не получилось.
— А если бы передали, «Казбек» катал бы всех горожан, не только детей?
— Видите, что делается с водой? Происходит глобальная катастрофа. Мы не можем даже выйти из затона. Не в состоянии между мостами пройти. Нет глубины. Не сможем зайти в затон в порту в Чернигове. Потому и порт этот думают на металлолом резать. И что будет с этим «Казбеком»? Плавать по Десне невозможно.
«ПТ-150» тоже в Жавинке, его так же не смогут в столицу перегнать.
— Чтобы «Казбек» работал, Чернигову нужен земснаряд*, чистить реку. И надо ее поддерживать постоянно, — уверен капитан. — Земснаряды сейчас только в Киеве. Это миллионные затраты. Или наилучший вариант — перегнать его в Киев, сдать в аренду или продать. Если бы вода поднялась метра на два, тогда можно перегнать на Киев.
И отрасль наша полностью уничтожена, и воды нет.
Есть службы «Укрводшлях» и «Гідрографія», которые поддеживают судоходство на реках. В Чернигове представителей нет. Всех сократили. Не знаю, возможно, река Десна уже не считается судоходной. За 140 лет такой мелкой как сейчас Десна не была. Земснаряды принадлежат «Укрводшляху», они у нас не работают лет 12. Есть частные земснаряды, для добычи песка.
*Земснаряд — землесосный снаряд. Плавучая машина с всасывающим устройством, которым из-под воды добывают грунт.