«На стене висели бочки с вином. Краник открыл — налил»
Головна » Місто » «На стене висели бочки с вином. Краник открыл — налил»
13.05.2022 | Місто
По документам была гостиница для колхозников, фактически отдыхало начальство.
Сейчас — центр туризма. Но за него была драчка
Этот двухэтажный особняк в Яловщине, между сосен, в конце 2021 года, до вторжения русских, вызвал в городе множество споров. О том, быть здесь Центру туризма для детей или не быть? Пришла пора передавать из коммунальной собственности в частную или не пришла? А в советское время в особняке гуляла и отдыхала вся властная верхушка, здание называли «домом Палажченко» или «дачей Палажченко».
Дом колхозника, ставший центром туризма
«Работало как филиал гостиницы «Брянск»
Леонид Палажченко с 1984 по 1990 годы был первым секретарем черниговского обкома Компартии Украины (главный начальник в области). После колбасной революции* ушел в отставку и переехал в Киев. А через три года умер. Злые языки приписывают алкоголизм, от него и все беды.
Дверь в особняк не заперта. На улице «минус» и в здании ощутимо холодно. Отопление отключено.
— Это та самая «дача Палажченко»? — спрашиваю у охранника, который вышел на мой топот по коридору.
— Как мне надоела эта формулировка, — вздыхает 67-летний Иван ПРОХОРЕНКО. — Когда так говорят, спрашиваю в ответ: вы в доме хоть раз были? А я бывал, и в советские времена, и сейчас. Уже 20 лет работаю охранником. В советское время по документам это был дом отдыха, гостиница для колхозников. В натуре — тут начальство отдыхало. Приезжали и с других областей, и наши. Бывали иностранные делегации. Тут их угощали. Работало как филиал гостиницы «Брянск», сотрудники которой обслуживали отдыхающих. Были столовая, зал отдыха с бильярдом, каминный зал. Номера для проживания: два — на первом этаже и четыре — на втором.
Я в то время работал главным энергетиком колхоза в Жеведи Черниговского района. Наш председатель дружил с Палажченко, так что я здесь бывал. Сейчас помещение и территория — Черниговского центра детско-юношеского туризма, краеведения и военно-патриотического воспитания.
— Камина, возле которого собиралось начальство, как рассказывают, уже нет?
— Был и есть, — Иван Иванович ведет меня по витой деревянной лестнице в подвал.
Там камин с остатками дров и пепла. Видно, что им пользуются до сих пор (иногда собирают детей на чаепитие). Рядом — массивная деревянная скамейка.
— Раньше здесь стены были оббиты деревом, на одной из них высели бочки с винцом, краник открыл — налил. Потом бочки убрали, стены оклеили обоями, плитку возле камина тоже поменяли. А вот лавка все та же, — описывает охранник.
Присаживаюсь на скамейку, где когда-то восседало высокое начальство. Секретарем обкома себя почувствовать не удалось:).
— Уже в годы независимости тут часто бывало начальство управления образования, в чьем мы ведомстве. Куприяненко (68-летний Владимир Петрович, бывший начальник), к примеру. Интересовался, в чем нуждаемся. Бывало, и дни рождения тут отмечали, чтоб не шататься по ресторанам, подальше от людских глаз. Заедут, пожарят шашлычок.
— Холодно, отопления больше нет?
— Тут индивидуальное, котлы стоят, — объясняет Иван Иванович. — Первый год, как не топится. Говорят, дорого. И быстро сырость пошла, она ж может разрушить строение. Жалко. Раньше тут по три сотни детей занимались. Сейчас они на Защитников Украины с теорией, в Яловщину приезжают только практиковать навыки во дворе.
А за эту территорию идет драчка не первый год. 3,5 гектара земли, чистый воздух, прекрасное расположение. Каждый хочет себе. Кто тут только не приходил смотреть здание! Дежурю. Открываются ворота: заходит мелкий, какой-то чиновничий прихлебатель, с ним два мужика: спереди лось под два метра, и сзади такой же. «Можно войти?» Говорю: «Нет, только через директора. Это детское учреждение, я не знаю с какой целью вы пришли». Мелкий: «Вы их пустите (про мужиков), это будет их здание». «Нет, — отвечаю, — когда будет, тогда и зайдут». Посмотрели только снаружи.
Иван Прохоренко
Из области — городу. Причина: «Хто з’їв моє м’ясо?»
— Гостиница для колхозников была областного подчинения. Центр туризма — городского. Как получилось, что помещение передали из области городу?
— Одна из причин, которая повлияла на многие перемены того времени — «Хто з’їв моє м’ясо?» — вспоминает 74-летний Николай ЛИТВИНОВ, с декабря 1988 по октябрь 1990 года был председателем Черниговского горсовета. Сейчас — замдиректора строительной компании «Основа-Буд-7». — Это был лозунг колбасной революции. Передавали помещение как раз после нее. Компартия сворачивала свою деятельность. Тогда и было решено готель обкома партии передать городу, детям. Я как раз там бывал, когда встал вопрос о передаче. Наблюдал за процессом. До этого в номерах расселяли членов обкома партии, были приезжие в область. Вечером могли собраться на ужин. В том числе заезжал и первый секретарь. Хотя Палажченко любил отдыхать на берегах Десны.
* * *
Похоже, рано или поздно партийный особняк все-таки станет частным. Кто победит в драчке, пока вопрос.
Дом в Жавинке
⬤ а кстати
В Жавинке?
На сайтах объявлений долго гуляло предложение по недвижимости, менялась цена: с 38 тысяч долларов (более миллиона гривен по нынешнему курсу) снизилась до 27 тысяч (737 тысяч гривен): «Жавинка. Общество «Десна». 750 метров от конечной остановки маршруток №36 и №9. В обществе дачи принадлежали партийной и номенклатурной верхушке Чернигова и области. Сейчас — достойные соседи. Первоначально дача строилась и облагораживалась для Палажченко Л. В. Это единственное место в обществе, где есть прямой выход в Десну. Рыбалка и возможность транспортировать лодку. Два участка: 6,79 сотки (верхний) и 5 соток (нижний уровень). Двухэтажный дом: прихожая-кухня и большая комната в вагонке, с мебелью и роскошным камином. Двухэтажный гостевой дом-баня из ольхи». Сейчас объявление уже неактуально.
— Так настоящая дача Палажченко была в Жавинке?
— Домик, где отдыхал первый секретарь, в двух километрах от Слабина, на Старухе (это озеро, рядом Десна), — просвещает Иван Прохоренко. — По нынешним меркам — обычный дом.
Виктория ТОВСТОНОГ Фото автора
*Колбасная революция в Чернигове началась в канун Рождества, 6 января 1990 года. На перекрестке Рокоссовского и Доценко «Жигули» прапорщика летного училища Анатолия Цыбулько столкнулся с «Волгой», за рулем которой был водитель Григорий Зинченко и завотделом облисполкома Валерий Заика. От столкновения у «Волги» открылся багажник. А там… В период водки по талонам, пустых полок в магазинах — копченая колбаса, коньяк и т.д.. Черниговцы тащили «Волгу» до здания обкома. Митинг 7 января собрал десять тысяч недовольных.