В Чернигове на Валу — красивый белый дом с маленькими окошечками. Он всегда закрыт для посетителей. Наиболее любопытные туристы или прохожие заглядывают в окошки.
Это здание — Дом полковой канцелярии, 17 век. Народные названия — дом Мазепы, дом с призраками. Построен в 1690-е годы черниговским полковником Яковом Лизогубом.
Изначально дом был каменным, двухэтажным. В 19 веке в доме разобрали печи, пробили новые окна на западном и восточном фасадах.
Черниговский историк Сергей Павленко говорит, что в доме полковой канцелярии Лизогубы издавали указы и универсалы. Как сейчас Атрошенко в Черниговраде. Также историк уверяет, что гетман Иван Мазепа не имеет к черниговской канцелярии отношения: «Домом Мазепы помещение назвали черниговцы в 19 веке. Есть легенды про Мотрю Кочубей (крестница и любовница гетмана — авт.), которая там бегает, оттуда и название «дом с призраками».
В здании, когда-то очень важном, сейчас пылятся, трухнут фонды исторического музея (а это 95 процентов всех экспонатов, которые есть в музее).
Площадь канцелярии вместе с подвалом — 399 квадратных метров.
— Для развития туризма нашего города, дом полковой канцелярии — фактически, потерянный объект. На сегодня, попасть в канцелярию может только исследователь, который имеет завизированное директором музея разрешение, — рассказывает Сергей Лаевский, директор черниговского исторического музея имени В. В. Тарновского. — Канцелярия сохранилась практически в первичном виде. Единственное, был достроен отдельный вход в подвал.
С 1983 года в канцелярии хранятся музейные фонды. Здание скоро лопнет от количества хранимого, не взирая на двухметровые стены. Условия, в которых сохраняются предметы, неудовлетворительные. Летом влажность в подвале может достигать более 90 процентов, а зимой падает до 20 процентов. Даже керамика (обожженная глина) не выдерживает таких условий и сыпется, превращается в прах. Толщина стен и сама конструкция помещения предусматривала печное отопление. Сейчас в канцелярии централизованое отопление. Зимой очень горячие батареи, мы вынуждены прикручивать, чтобы подымать процент влажности. Плюс активные грунтовые воды, а помещение стоит в яме. Воды сходятся под фундамент. Они повышают влажность стен, кирпич разрушается, появляется грибок и плесень.
Вопрос переноса фондохранилища был включен в Программу развития культуры Черниговской области еще в 1990 году. Постоянно обращаемся к нашему основателю — областной раде, органам управления ОГА (департамент культуры и туризма, национальностей и религий). Рассматривали несколько вариантов, куда мы можем переехать. Но…
Важно учитывать, что канцелярия все-таки строилась, как частный жилой дом, по сути, — традиционная украинская хата на две половины (бо̀льшая мужская и меньшая женская). Логично, что в традиционном украинском доме, пусть и построенном паном и из кирпича, можно организовать этнографический музей.
Мнение
«Не нужен музей с набором черепков и унылым экскурсоводом»
— С 29 апреля по 13 мая будет очень большой наплыв туристов, по две-три группы в день, — говорит черниговский экскурсовод Олег Герасименко. — Есть люди, которым хочется попасть в дом полковой канцелярии. Но просто открыть его для посещения и посмотреть на голые белые стены — мало. А надо, чтобы посетитель мог посмотреть, пощупать что-то особенное, сфотографироваться. Не нужен в Чернигове еще один музей с набором стандартных черепков и унылым экскурсоводом. Необходимо что-то точечное, индивидуальное.
От «Вести»: почему бы не рассказывать там о семье Лизогубов и вообще о черниговской элите старых времен? Развесить портреты. Посадить пару восковых фигур. Разместить макеты зданий, построенных в Чернигове при содействии гетьманов и полковников. Можно еще про клад Полуботка помечтать. Но он, наверное, давно найден и потрачен где-то в Лондоне
От 40-75 гривен
А вот «Дом-музей Генерального судьи Василия Кочубея» в Батурине Бахмачского района открыт для туристов с 1975 года. И деньги на этом зарабатывают.
В подвале там две восковых скульптуры: узник в кандалах и канцелярист. Посмотреть интересно. Узника жалко. Изначально это был дом Генерального военного суда. Потом — имение генерального судьи Василия Кочубея.
— Рассказываем для туристов историю этого помещения, — говорит Руслана Огиевская, научный сотрудник Национального историко-культурного заповедника «Гетманская столица». — Стоимость посещения без экскурсии для детей по 5 гривен, для взрослых — по 10. С экскурсией, соответственно — 8 и 15 гривен. Это для групп более, чем пять человек. Если 1-4 ребенка — 40 гривен за всех, для такого же количества взрослых — 75.
Виктория ТОВСТОНОГ. Фото автора
7-летняя Мария Броварец заглядывает в окно полковой канцелярии. Со времени написания материала Марийка подросла, а с канцелярией все так же