— Что с «Базисом»? В чеке пиццерии, что около танка на Кругу, значится Валентина Ткаченко. Теперь она владелица? — звоню 50-летнему Андрею СКЛЯРЦУ, многолетнему председателю правления «Базиса» в Чернигове.
— Пиццерии наши, — успокаивает Андрей Викторович. — Ими руководят бывшие заведующие, теперь ФЛП. Они платят нам аренду. Каждая пиццерия оформлена на заведующую. Все те же люди, просто другая система налогообложения. Локдаун убил до такой степени, что пришлось организовать работу по-другому. «Базис» был создан 26 лет назад на общей системе налогообложения. Сейчас пытаемся вести себя адекватно ситуации. ФЛП получают какие-то компенсации в локдаун, а предприятия с общей системой налогообложения, должны спасаться, как могут.
— Два дня не работали терминалы.
— И пивом не торговали. В связи с этим же переходом на другую систему налогообложения.
Кассы, терминалы остались, переподключились. Вкус, рецептура, система поставок, ингредиенты, вес и ответственность за качество, в том числе, в моем лице, сохранились. Главное, чтобы клиенту было сытно и комфортно. Ситуация сложная. 30 декабря санслужба опубликовала новые правила работы на вынос во время локдауна.
В одну из наших пиццерий пришла Мунварта и Госпродпотребслужба. Сказали, что работать можно только через дверь или через окно. При том, что у нас проходят к барной стойке, где ты разделен с кассиром достаточным расстоянием. В минус 20, если человек зашел на пять минут, думаю, не проблема. Хуже, если бы клиент мерз на улице эти пять минут. Но нет, нам чуть штраф не впаяли. Я беру постановление: в одном абзаце написано, что работа должна быть организована через окно или дверь, во втором — как должен себя вести посетитель в заведении общепита, а в третьем — мы должны обеспечить полноценное функционирование санитарных требований, пускать в туалет. А как, если войти в пиццерию нельзя? И тому подобное.
Когда было минус 20, выручка упала еще в два раза.
В общем, пока мы еще живы, но третьего локдауна можем не выдержать. Наши пиццерии — это лакмусовая бумажка черниговского бизнеса. Ждем 20-го числа следующего месяца, чтобы увидеть платежки коммунальных услуг за холодный январь. Будем чесать голову: платить за электричество, воду или тепло.
— А тем временем Чернигов полнится слухами: «Базис» купил то ли сам мэр, то ли приближенные к нему люди.
— Мы не против сотрудничать с городским головой. Мэра не видел уже где-то полгода. Если со стороны городского головы есть такое предложение, то это интересно, особенно, если будет третий локдаун (кстати, он уже наступил, с 27 марта до 11 апреля, авт.). А чем аргументированы слухи?
— Мол, не зря предприятие Склярца единственное, которое выиграло тендер на поставку мороженой рыбы для КП «Школьное» на сумму в четыре миллиона гривен.
— Есть понятие системы комплексного надзора за выполнением санитарных норм и норм безопасности на пищевом рынке, — объясняет Андрей Склярец.— Называется НАССР (по-английски красиво «хассп», а по-нашему некрасиво «насесер»:)). Законодательство давно выставило такие требования. С 2017 года поэтапно. Все субъекты должны проходить стандартизацию, сертификацию. Это комплекс мероприятий. При этом предприятие должно самостоятельно пригласить Госпродпотребслужбу. И получили положительный вывод, не просто существует на бумаге. Мы это сделали. Многие распорядители государственных денег начали наконец требовать подтверждение внедрения этой системы. На сегодняшний день, НАССР есть у всех пищевых производителей, а из операторов широкого рынка продовольствия — только у нас. При том не только на оптовых складах, но даже в кафешечках. Поэтому с рыбой для КП «Школьное» так и получилось: хотели поставлять многие, но сертификация есть у нас.
По линии дошкольных и школьных заведений — НАССР обязателен.
Любви и дружбы по этому поводу с городским головой у нас точно нет. Мы работаем по всей области, и в Славутиче Киевской области. Другое дело, что за прошлый год от выигранных тендеров на сумму 55-60 миллионов, фактический процент поставки был на уровне 25 процентов. Всему виной дистанционное обучение. В свете последних пессимистических событий, готов к диалогу с мэром:).