– Сейчас мы живем в Киеве, а сюда приезжаем, как на дачу, – рассказывает Виктория Иванова. – Здесь выросла я и мои дети, а сейчас внуков сюда привозим. У нас была большая семья, пока мы жили в Чернигове. Девять человек в доме. Мой дед был очень общительным , устраивал в беседке мальчишники, гости у нас были не редкостью. Я в шутку называю нашу обитель «входными воротами в город». Когда здесь жили мои бабушка и дедушка, началось массовое переселение из сел в город. У нас в домовой книге записано уйма личностей, которых я знать не знаю. Их вписывали, чтобы они могли законно жить в городе.
– Что в этом доме с тех пор изменилось? У вас до сих пор деревянная резьба на окнах. Почему вы не избавились?
– Убирать их или нет, как мне кажется, зависит от уважения к своему прошлому. Я считаю, то, что делалось руками предков нужно очень бережно хранить. Конечно, если это делалось на совесть, а не как попало. Главное, чтобы дом вызывал у человека какие-то положительные эмоции. Если эти чувства есть – он будет за ним ухаживать. Ну я не представляю, как без этого жить, таким образом можно прочувствовать связь поколений. Такую философию я привезла из Грузии, жила там два года. Меня очень впечатлила близость грузинских семей. Я не могу похвастаться идеальными отношениями со всеми родственниками, но со своей параллелью мы общаемся постоянно. Ухаживаем за домом тоже вместе. Покраской обычно занимается брат. Это очень тяжело, красим в два слоя, перед этим зачищаем дерево, чтоб новое покрытие не слезло. Одинаковый цвет стен поддерживаем уже 50 лет. Крыша у нас железная, только на крыльце заменили на шифер, ну совсем уже не такой вид. Поэтому основную железную перекрашиваем постоянно, для этого вызываем специальных работников. Крыша ведь под наклоном, чтобы снег зимой сползал. Вообще раньше дома строили очень продуманно. Окна соизмеримы с площадью помещения, чтобы тепло не выходило. Сам дом ощущается как термос, зимой держит тепло, летом прохладу, в современных квартирах такого нет. Поэтому, когда люди оправдывают внешнюю переделку старых домов теплоизоляцией, я им не верю. Скорее всего это лень.
– Как на счет комфорта, вода, газовое отопление, пластиковые окна, это у вас есть?
– Знаете, многие заблуждаются по поводу жизни в подобных домах. Ваше жилье не должно быть похожим на музей, все усилия должны быть соизмеримы исходу. Окна у нас пластиковые, это для комфорта делалось. В первую очередь мыть не удобно, двойные рамы, пока достанешь, потом красить в два раза больше. Согласитесь, смешно бы выглядело, если бы у меня до сих пор между этими же рамами стаканы с солью стояли. Все таки время идет, и сильно отставать от него не стоит. Отопление газовое, котел, какую темпера выставишь, такая и будет. Удобства все в доме, душ, туалет, горячая вода. Во дворе на месте огородика беседка, а вместо кошары детская площадка.
***
Станислав Иващенко, создатель и руководитель проекта
«Дерев’яне мереживо Чернігова» рассказал, что на территории города около тысячи домов с деревянными резными окошками, которые уже стали визитной карточкой Чернигова.
– Я начал фотографировать старые дома, когда мне было 15. Сейчас это переросло с большой проект с онлайн музеем и сюжетами на ТСН. Я хочу сохранить красоту города для потомков, ведь с каждым годом деревянных узоров на окнах становится все меньше. Я уверен, что 9 из десяти владельцев домов не знают их историю, 80% из всех не понимают всей ценности их жилья. Люди должны понять, что это не только частная собственность, это достояние города. Причем действительно очень редкое, подобный декор окон можно встретить разве что на северной Сумщине и то не в таком количестве. Сейчас я занимаюсь реставрацией деревянных элементов в доме, которому больше века, он находится в Старом Белоусе. Я мечтаю, чтобы люди перестали уродовать историю, начали уважительнее относится к городу и его внешнему виду и конечно, обращались к нам за помощью в реставрации, рассказами о своих домах и их фотографиями.
Анна Железняк. Фото автора
Виктория Иванова возле дома