— В 1973 году Быков приехал в Шестовицу снимать фильм. Хлопцев нашли, шукали девчонок. Быков сам искал. Объехали притоки Десны, там детки были, но никто не подходил.
Пацаны, которых уже отобрали для съемок, говорят: «Мы найдем девочек. Знаем, где две сестры живут. На Коровеле» (куток так назывался).
Володя Бабак, самый старший из маленьких артистов, привел Быкова к нам домой.
— Каким запомнился Быков?
— Низенький, улыбчивый такой. Шустряк. Как живой стоит перед глазами.
Зашли в хату, а я как раз борщ из печи вытаскиваю, батько должен приехать на обед. Володя говорит: «Я привел дядька, он хочет забрать вас в кино сниматься». Быков зовет нас: «Девочки, пойдемте». А я отвечаю: «Нет, дядько, нельзя. Нас батько побьет. Нам надо кролей кормить (у нас тогда много кролей было). Мы не можем без разрешения». Он привез кролям зелья, клевера. Поручил водителю накосить. И забрал нас. Я беленькая была, а сестричка Нина черненькая.
И по возрасту, и по внешности сестры подходили. А вот с одеждой возникла проблема.
— Быков, когда мы согласились, платья наши оценивал, — продолжает Валентина Надточий. — Мое, сказал, подойдет. У меня было победнее. Байковенькое, тонкое. А у сестрички платье получше. Поэтому оно для съемок не годилось. Полотняное, крепенькое. С сестры платье сняли и кинули в грязь, в лужу. Намочили и давай шатырить его. Чтобы стало грязным, рваным. Как моя сестра кричала, как верещала! Как она плакала! Как не хотела то грязное платье надевать. А Быков говорит: «Я тебе дам шоколадку «Аленка», только надень». Она тогда успоилась, надела.
— А шоколадку дал?
— После съемок.
Эпизод, где горит костер и пекут картошку, снимали на берегу Десны.
— Там было место, где било джерело, — продолжает собеседница. — Нас, деток всех, на съемки привозили УАЗиком. И отвозили тоже машиной.
— Картошку во время съемок действительно ели?
— Да. Талашко и Быков разговаривают, а мы едим картошку. И вечером нас кормили.
В фильме звучит фраза «Отведите детей в столовую». После нее маленьких деток действительно вели в столовую.
— Давали картошку, котлеты, и такие здоровые пирожки с повидлом. Жареные, вкусные, — вспоминает Валентина Надточий. — Домой нам давали по два жареных пирожка с повидлом и по зеленой стекляной бутылке лимонада. Лимонад был обалденный, а пирожки еще вкуснее. Так запомнилось, страх. Столовая была киношная. Там только кормили артистов, а варили еду в колхозной столовой в Шестовице.
— Платили за съемки?
— Платили 8 рублей в день. Мы с сестричкой заработали по 16 рублей. За два дня 32 рубля. Да еще пирожки и лимонад. Что съедали, а что маме и отцу везли.
— Когда первый раз увидели фильм «В бой идут одни старики», узнали себя?
— Конечно. Я и сейчас похожа на ту девочку:). И сейчас помню места, где снимался каждый эпизод.
Возле борка был штаб. Борок — название урочища на лугу возле Шестовицы. В небе самолеты летали. А по земле их тягали гусеничные трактора. Самолет, который упал, был не настоящий, макет. Его подожгли и он горел. Эпизод отсняли на Шерепейках, урочише возле поля. Там действительно когда-то упал самолет, сбитый фашистами. Хата, в которой пели «Смуглянку», на самом деле была не хата, а сделанный на лугу муляж. А вот конь, белый в яблоках, был настоящий. Быков сам его выбрал на колхозной ферме.
После съемок киношники дали концерт в шестовицком клубе. Пели все песни, которые звучали в фильме. Собирались кино пустить — прокрутить, что отсняли. Но что-то лента не пошла. Сколько было людей! Вся Шестовица позсъезжалась.
***
Практически вся Шестовица сошлась на открытие мемориальной доски Леониду Быкову в Шестовице. Приезжал народный артист Украины Владимир Талашко. 10 сентября, в день украинского кино, ее прикрепили на сельском доме культуры. Оплатило изготовление знака местное предприятие «Лан». Леонид Быков — актер, кинорежиссер, сценарист, народный артист Украины погиб 50-летним в 1979 году в автокатастрофе на трассе Минск-Киев. Возвращался на «Волге» с дачи под Киевом. Объезжал трактор МТЗ и столкнулся со встречным грузовиком.